Федеральный закон предусматривает создание администрации Северного морского пути (СМП) в форме федерального казенного учреждения.
ФЗ вводит новое определение акватории Северного морского пути.
Акватория Севморпути - это водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону страны и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада - меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота и Югорский шар.
У Севморпути появился «хозяин», который может принимать заявления на право плавания в его акватории, взимать плату за ледокольную проводку судна в акватории СМП.
Плата будет взиматься в соответствии с законодательством о естественных монополиях, исходя из объема фактически оказанных услуг.
ФЗ вводит обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов за ущерб от загрязнения, либо другой причиненный судном ущерб или обязательное наличие у них иного финансового обеспечения этой ответственности.
Теперь при отсутствии такого страхования или финансового обеспечения суда не смогут зайти в порт на трассе Севморпути или выйти из него, прибыть к прибрежному сооружению в территориальном море России или отойти от него, а также получить разрешение на плавание в акватории СМП.
Интерес в СМП в последнее время существенно увеличился, в том числе и в связи с арктическими проектами СПГ.
О необходимости развития Севморпути говорили многие политики. По мнению В.Язева «развитие Северного морского пути позволит России стать лидером в освоении Арктики».
Для круглогодичной навигации по Севморпути нужен мощный ледокольный флот. В связи с интересом нефтегаза развитие СМП может быть более эффективным.
Нефтяные компании успешно осуществляют проводки танкеров по Севморпути.
Танкер класса Суэцмакс Vladimir Tikhonov Совкомфлота (дедвейт – 160 000 тонн) стал крупнейшим судном в истории мирового судоходства, осуществившим транзитный переход из Атлантического океана в Тихий океан по трассам Северного морского пути (СМП) с полным грузом газового конденсата;
Осенью 2011 г танкер Mar Adriana Совкомфлота успешно завершил переход по трассам СМП.
Танкеры -газовозы ( напр. Perseverance класса PANAMAX ), перевозящие газовый конденсат НОВАТЭКа, освоили, совместно с ледоколами Атомфлота, новый маршрут Севморпути – севернее Новосибирских островов до «чистой» воды Берингова пролива.
Прорабатывается схема морского экспорта якутского угля в Китай, что может также оживить судоходство во всем Восточном секторе Арктики по Северному морскому пути.
В НАО с целью решение современных задач в Арктике, в том числе по развитию Северного морского пути, модернизируется аэродром Амдерма.
Северный морской путь - морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, проходящий по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и Тихого океана (Берингово).
Расстояние от п Санкт-Петербурга до п Владивостока по Севморпути составляет свыше 14 тыс км, через Суэцкий канал - свыше 23 тыс километров, а через мыс Доброй Надежды –более 29 тыс км.
СМП активно используется при северном завозе и обслуживает порты Арктики и устья крупных рек Сибири.
Газпром нефть совместно с Атомфлотом с целью проверки судоходности Обской губы 25-28 апреля, в период наиболее сложной ледовой обстановки организовала опытный заход атомного ледокола Вайгач из п Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до находящегося на 400 км южнее мыса Каменный – предполагаемого места отгрузки нефти Новопортовского месторождения.
ФЗ о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути» принят Госдумой 3 июля 2012 г, одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 г и опубликован в Российской газете 30 июля 2012 г.
Закон вступит в силу через 180 дней после его официального опубликования.