Порт Сабетта принимает первые грузовые суда.
Причальная стенка протяженностью 975 м будет состоять из 4 причалов разной функциональной направленности.
1-й причал предназначен для приема судов «река-море» со строительными грузами с открылком 208 м.
2-й причал - для многофункциональных полупогружных и универсальных судов с открылком 260 м.
3-й - для приема полупогружных судов с открытой палубой с открылком 300 м
4-й - обеспечит размещение судов портофлота с открылком 207 м.
«Специалисты Ленморниипроекта спроектировали всю общую инфраструктуру порта и стали первыми отечественными проектировщиками, которые подготовили уникальные решения для такого объекта, находящегося в особых природных условиях» - гордится гендиректор Ленморниипроекта В. Мерзликин.
Глубоководный порт Саббета будет основным для перевалки нефти и газа с проекта Ямал СПГ.
Ямал СПГ ведёт здесь строительство завода СПГ мощностью 16,5 млн т/год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения.
Акционерами Ямал СПГ являются НОВАТЭК с долей участия 80%, Total -20%.
До конца 2013 г НОВАТЭК планирует продать долю участия 20%в Ямал СПГ китайской CNPC.
Участие китайцев в проекте понятно.
22 октября 2013 г, во время визита Д.Медведева в Китай, НОВАТЭК и CNPC подписали базовые условия соглашения купли-продажи СПГ между Ямал-СПГ и PetroChina на поставку 3 млн т/год СПГ.
Правительство РФ постановлением от 25.04.2013 № 374 присвоило наименование «Сабетта» новому морскому порту (МП), строящемуся в ЯНАО на побережье Обской губы Карского моря.
Границы МП Сабетта были установлены распоряжением правительства РФ от 26.02.2013 № 242-р .
Строительство МП Саббета идёт с нуля.
Вокруг него нет никакой инфраструктуры.
Период навигации, позволяющий доставлять тяжеловесные грузы, очень короткий и составляет около 3-4 месяцев.
Строительство порта создаст фундамент для разработки месторождений полуострова Ямал и Обской губы.
В середине октября 2013 г в порту был завершен 1-й этап дноуглубительных работ
Сейчас все основные работы идут по графику.
К 2017 г МП Саббета начнет перевалку и отгрузку углеводородного сырья.
Это позволит увеличить грузооборот Северного морского пути с 3 до 20 млн т/год, в соответствии со стратегической задачей его развития, поставленной Правительством РФ в рамках государственной программы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012–2020 гг.»
Ранее В.Путин обратил внимание на несколько принципиальных моментов.
По его словам, порт Саббета - это очень сложный и дорогой проект, приходится вести строительство в зоне болот и тундры, в условиях многолетней мерзлоты.
При удорожании работ, все должно быть пересмотрено.
Отметим, что МП Сабетта - это всего лишь один инфраструктурный пункт для СевМорПути.
Планы России на северных берегах намного более масштабны, чем строительство одного, пусть и глубоководного, порта.