Компания Транснефть - Дальний Восток и «ЦУП ВСТО» в настоящее время проводят корректировку трассы прохождения нефтепровода-отвода от магистрального нефтепровода (МНП) ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан) до Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) после проведенных общественных слушаний в Амурском районе Хабаровского края.
Делается это с целью минимизации экологических рисков, которые могут возникнуть при пересечении притоков заповедного озера Болонь и территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (КМНС).
Трасса нефтепровода проходит по левому берегу Амура и пересекает более 80 мелких рек и водотоков на территории Амурского района, пролегает около Альканского, Комсомольского и Болоньского заповедников.
В ходе консультаций со специалистами Транснефть - Дальний Восток экологи и представители объединенной дирекции заповедников Хабаровского края высказали опасения, что хозяйственная деятельность у границ охраняемых территорий может негативно отразиться на многих видах пернатых, которые гнездятся около озера Болонь.
Районная ассоциация КМНС также обеспокоена тем, что Транснефть планирует использовать траншейный способ укладки трубы при пересечении рек Сельгон, Харпи, Алькан и Хевчен, что может привести к сокращению рыбных запасов.
Как пояснил заместитель гендиректора компании Транснефть - Дальний Восток В.Капустин, принятое ранее решение о переносе трассы нефтепровода восточнее железнодорожной трассы Хабаровск - Комсомольск создает дополнительную буферную зону между трубопроводом и заповедниками.
Кроме того, во избежание техногенных происшествий трасса отдалена на 10 км от объектов Минобороны РФ, находящихся около Амурска, и огибает территорию аэропорта двойного назначения Хурба, расположенного под Комсомольском-на-Амуре.
Прокладка нефтяной трубы по дну рек, по словам В.Капустина, планируется только в зимнее время, при этом на создание подводных переходов отводится от 7 до 10 дней.
Таким образом, физическое замутнение воды будет кратковременным и пройдет задолго до начала нереста рыб и гнездования птиц.
Работа в зимний период поможет избежать шумового воздействия на фауну и разрушения почвенно-растительного слоя.
Проектные решения будущего строительства пройдут соответствующую проверку. В ближайшее время документация будет направлена в Главгосэкспертизу.
В ходе дальнейших консультаций стороны намерены обсудить организацию совместного наблюдения за процессом строительства переходов на водных объектах, а также создание при поддержке компании Транснефть системы антибраконьерского контроля вдоль будущей трассы нефтепровода.
Стоит отметить, что Транснефть прислушивается к общественному мнению, однако у самой компании дела в последнее время идут мягко говоря не очень. Чистая прибыль Транснефти по МСФО в 2014 г сократилась в 2,6 раза до 59,5 млрд рублей с 158,017 млрд рублей в 2013 г.
Скорректированная чистая прибыль Транснефти в 2014 г составила 196,4 млрд рублей, что на 0,1% ниже аналогичного показателя 2013 г.
Прибыль до налогообложения также сократилась с 212 млрд рублей до 96,4 млрд рублей, при этом выручка возросла с 749,6 млрд рублей до 774,380 млрд рублей.
Известно, нефтепровод-отвод от ВСТО до Комсомольского НПЗ протяженностью 293 км обеспечит доставку на нефтеперерабатывающий завод 8 млн т нефти ежегодно.
Большая часть нефтепровода (222,4 км) пройдет по территории Амурского района Хабаровского края, в рамках проекта предполагается строительство 1 головной и 2 промежуточных нефтеперекачивающих станций.
Начало строительно-монтажных работ запланировано на октябрь 2015 г, сдача в эксплуатацию - на декабрь 2017 г.