Проект магистрального газопровода (МГП) Южный поток по доставке российского газа в Центральную Европу через Болгарию, возможно, все-таки будет реализован.
Об этом 15 февраля 2017 г в ходе бизнес-форума в г Варна сказал атташе по торговле России в Болгарии И.Илингин.
Форум «Варна – порт возможностей» организовал мэр города И. Портных.
Присутствие на Форуме Генконсул РФ в г Варне С. Лукьянчука также говорит о том, что власти РФ хотели бы возобновить газотранспортное сотрудничество с Болгарией.
В.Путин довольно четко дал понять во время визита в Венгрию, что транзит по украинской ГТС будет прекращен в 2019 г.
А раз так, то почему бы Болгарии не откусить кусочек российского газотранспортного пирога, если власти РФ прозрачно на это намекают?
Это дополнительные рабочие места, плата за транзит и гарантированные поставки энергоресурса.
МГП Южный поток должен был пройти по дну Черного моря в болгарский порт Варна, а далее через Болгарию и Сербию в Центральную Европу.
Проектная пропускная мощность МГП Южный поток - 63 млрд м3/год газа.
Оценочная стоимость проекта - 16 млрд евро.
Завершение строительства намечалось на 2015 г, но в декабре 2014 г что Россия заявила о прекращении работы по строительству газопровода из-за неконструктивной позиции ЕС.
Вместо проекта по строительству МГП Южный поток Россия переключилась на МГП в сторону Турции (Турецкий поток).
Но менее чем через 1 год, после трагедии с российским СУ-24, проект МГП Турецкий поток, и так продвигавшийся не очень гладко, был остановлен.
По мере нормализации российско-турецких отношений, вернулись и к проекту МГП Турецкий поток.
Межправительственное соглашение по МГП Турецкий поток уже получило все необходимые одобрения со стороны властей 2 стран.
Вот только проект реализуется в очень усеченном варианте - 2 нитки вместо 4, и то 1 из них, идущая в Европу, под вопросом.
А Газпрому очень нужен гарантированный рынок сбыта для газа с недавно увеличившего мощности гигантского Бованенковского месторождения через МГП Бованенково - Ухта 2.
И Россия, на фоне меняющейся политической картины в США и в ЕС, аккуратно бросает пробные шары чтобы прощупать почту для реализации уже казалось окончательно похороненных проектов.
Если реанимирован МГП Турецкий поток, то почему не попробовать МГП Южный поток.
Обсуждение возможности возобновления процесса строительства МГП Южный поток робко началось в середине 2016 г, но уже в ноябре 2016 г говорилось о том, что шансы на возобновление проекта минимальны.
Но уже в начале февраля 2017 г В. Путин после переговоров с премьер-министром Венгии В. Орбаном подтвердил, что Россия может вернуться к проекту, но только после предоставления гарантии покупки газа Европой из этого МГП.
Впрочем и ранее В. Путин говорил, что Россия окончательно для себя тему строительства газопроводов по дну Черного моря не закрывала, но Москве нужны железобетонные гарантии Софии для того, чтобы вернуться к проекту МГП Южный поток.
Об этом напомнил И. Илигин, говоря о том, что проект по строительству МГП Южный поток может быть реализован.
Действительно, логика в этом есть для Европы - выгодность прямых поставок из РФ доказал МГП Северный поток.
Для России это может быть выгодно, потому что:
- увеличивается экспорт российского газа, которого сейчас в избытке,
- увеличение пропускной мощности КС Казапчья делает проект Южного коридора более рентабельным, в целом. Напомним, что проект Южный коридор предполагал увеличение поставок газа в центральные и южные регионы РФ, а также подачу газа в МГП Южный поток, а затем -Турецкий поток. В мае 2016 г Газпром начал демонтаж технологического оборудования ГТС Южный коридор, для передислокации в проект Северный поток-2.
Как бы то ни было, российские инвесторы проявляют большой интерес к порту Варны, который благодаря своему выгодному расположению в последнее время приносит хорошую прибыль.
В г Варне все ждут реанимирования проекта МГП Южный поток.
Даже владельцы гостиниц говорят о перспективе полного их заполнения, если Россия вернется к проекту.
А порт Варны получил в 2016 г рекордную прибыль, которая увеличилась на 13,5 млн левов - это в 2 раза больше, чем в 2015 г.
Немалую часть приходов соствили средства от переработки и хранения грузов МГП Южный поток, в тч труб, часть которых были вывезены из Болгарии, но часть осталась в порту.