Правительство РФ утвердило стратегию развития морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним, на период до 2030 г.
Распоряжение №2469-р от 8 ноября 2017 г опубликовано на сайте правительства 11 ноября 2017 г.
Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне нацелена на укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море.
Реализация стратегии призвана расширить и углубить экономические и культурные связи со странами Каспийского бассейна.
В частности, стратегия обеспечит создание устойчивого транспортного и логистического коридора с Ираном, Индией и странами Персидского залива.
Также она поможет создать условия для дополнительного социально-экономического развития Каспийского региона России за счет увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через порты Каспийского бассейна.
Планируется развитие в Каспийском регионе бизнеса, ориентированного на экспорт через российский каспийский транспортный узел.
Также в качестве цели заявлено укрепление обороноспособности и безопасности страны на Каспии.
Стратегию планируется реализовывать в 3 этапа - 1й подготовительный этап продлится до 2020 г, основной 2й этап займет 2020-2025 гг, а 3й перспективный этап - 2026-2030 гг.
Стратегия предусматривается решение регуляторных, тарифных, инвестиционных, операционных и институциональных задач:
К регуляторным задачам относятся:
- повышение конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок через российские порты на Каспии путем упрощения административных процедур (в т.ч ускорение прохождения таможенных процедур при перевозке грузов, оперативное согласование проектов по модернизации портовой инфраструктуры),
- создание благоприятных условий для развития внутреннего и международного туризма в этом регионе (в т.ч упрощение таможенного режима).
Тарифные задачи предусматривают:
- формирование и администрирование единых конкурентоспособных тарифов перевозки через каспийский транспортный узел.
Инвестиционные задачи включают:
- модернизацию существующей и создание новой логистической и транспортной инфраструктуры для развития грузовых и пассажирских перевозок, включая портовую инфраструктуру,
- дальние и ближние автомобильные и железнодорожные подходы к морским портам.
Операционные задачи:
- внедрение системы планирования и управления проектами, в частности производственными и логистическими кластерами,
- формирования необходимых законодательных и административных условий и институтов.
Институциональные задачи:
- создание стимулов для развития сельского хозяйства и промышленного производства, способных вместе с развитием транспортной инфраструктуры дать синергетический эффект для развития региона, включая формирование институтов развития и поддержки таких проектов.
Реализация стратегии и выполнение ее показателей позволит к 2030 г обеспечить объемы экспорта зерна через порты Каспийского бассейна до 7 млн т.
Объемы грузопотока по прочим сухим грузам вырастет до 7 млн т/год.
В Каспийский регион будет привлечен туристический поток до 30 тыс человек/год.
Будет создано более 2 тыс новых рабочих мест.
В плане развития экспорта углеводородов наибольшее внимание уделяется портов Астрахани и Махачкалы.
Так, Астраханская область, благодаря своему удачному расположению, высокому уровню развития транспортной инфраструктуры, а также большому объему разведанных запасов углеводородов на российском участке шельфа Каспийского моря, имеет возможность в кратчайшие сроки организовать добычу и транспортировку углеводородного сырья.
Активное развитие добычи энергоресурсов на российском участке Каспийского шельфа способствует загрузке портов строительными грузами для обустройства новых месторождений.
Перспективы связаны и с развитием обрабатывающей промышленности региона, в частности, предприятиями топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, пищевой промышленностью и промышленностью строительных материалов, а также химической и нефтехимической, стекольной, полиграфической и медицинской промышленностью.
Особое место среди промышленных предприятий занимает Судостроительный завод Лотос, обладающий техническими возможностями для строительства комплектов блок-модулей верхних строений стационарных платформ для разведки и добычи нефти и газа на шельфе.
В целом на территории Астраханской области располагается 15 судостроительных и судоремонтных предприятий, которые планируется задействовать при строительстве современного флота в целях реализации стратегии.
А вот с портом Махачкала ситуация сложнее.
В настоящее время морской порт Махачкала занимается по большей части наливом сырой нефти, поступающей через магистральный нефтепровод (МНП) Баку - Новороссийск.
87% грузов, проходящих через порт, составляет сырая нефть.
Освоение углеводородных ресурсов дагестанского шельфа позволит значительно увеличить объем переработки углеводородов и увеличить экспортный потенциал порта Махачкалы, если бы не несколько моментов.
Как указано в стратегии, непредсказуемая обстановка на рынке углеводородов и рост доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) ставят под вопрос сохранение этой грузовой базы в перспективе.
Не стоит забывать и о сложной криминогенной обстановке, сложившейся в ТЭК Дагестана.
В связи с этим в республике Дагестан планируется реализовать проект по созданию нового глубоководного морского порта, предположительно, в районе г Каспийска.
Ключевой грузовой базой для нового порта должны стать грузы в контейнерах и зерно.
Новый терминал не должен нанести ущерба порту Махачкалы, поскольку будет специализироваться на других видах грузов.