Право на перевозку углеводородов в акватории Северного морского пути (СМП) будут иметь только суда под российским флагом.
Госдума РФ 20 декабря 2017 г приняла в 3м, окончательном чтении законопроект о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания.
В соответствии с принятым изменениями, суда под российским флагом получат исключительное право на осуществление следующих работ:
- лоцманская проводка,
- санитарный, карантинный и др. виды контроля,
- защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ,
- ледокольная и ледовая лоцманскую проводку в акватории СМП,
- морские перевозки нефти, природного газа, газового конденсата и угля, добытых на территории РФ или на территории, находящейся под ее юрисдикцией,
- хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в т.ч в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории СМП.
Также новый закон уточняет понятие торгового мореплавания, под которым понимается также деятельность, связанная с использованием судов для буксировки, хранения грузов, проведения морских ресурсных исследований, поисковых и спасательных операций.
Устанавливается также, что судно приобретает право плавания под государственным флагом РФ с даты его государственной регистрации, а также может быть зарегистрировано в 1 из реестров судов при условии проведения классификации и освидетельствования.
О возможном скором принятии решения об исключительном праве судов под российским флагом на перевозку углеводородов по СМП в ноябре 2017 г сообщил президент РФ В. Путин.
Планируется, что такая мера поможет нарастить объем морских перевозок, укрепит позиции отечественных судоходных компаний и создаст дополнительные возможности для обновления флота.
При этом изменения не коснутся уже заключенных контрактов на перевозку и будут иметь 1 год переходного периода.
В 2016 г грузопоток по Северному морскому пути составил 7,5 млн т, перекрыв рекорд советских времен.
Ожидается, что к 2029 г грузопоток по СМП вырастет более чем в 10 раз и достигнет 80 млн т без учета международного транзита.
Основной грузопоток к 2029 г будут составлять сжиженный природный газ (СПГ), сырая нефть, уголь и металлы.