Москва, 22 мар - ИА Neftegaz.RU. Минпромторг РФ разработал законопроект, запрещающий с 2019 г перевозки нефти, сжиженного природного газа (СПГ) и угля по Северному морскому пути (СМП) на судах иностранного производства.
Этот слух взбудоражил рынок 22 марта 2018 г.
Министерство предлагает ввести требование об использовании судов исключительно отечественного производства для транспортировки и хранения в акватории СМП нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и угля, добытых или произведенных в российской арктической зоне.
Также только российские суда получат право на ледокольную и лоцманскую проводку, каботаж и морские ресурсные исследования на шельфе.
Ограничения планируется распространить на фрахт и аренду судов.
Довольно часто нефтеналивные танкеры, танкеры - газовозы и другие плавсредства регистрируются в оффшорах за рубежом, где и платятся щадящие налоги.
Предлагается перевозить углеводороды только на судах с российским флагом.
Это развитие инициативы по обязательному использованию российского флага на Севморпути, которая была принята в виде поправки к кодексу торгового мореплавания в конце 2017 г.
Требование распространяется на транспортировку до 1го пункта выгрузки или перегрузки за пределами СМП.
Законопроект в основном согласован с профильными ведомствами - Минтрансом и Минэнерго РФ.
В настоящее время законопроект проходит оценку регулирующего воздействия.
Минэкономразвития РФ обещает, что оценка будет готова в ближайшее время и, не исключено, что эта оценка будет отрицательной.
Законопроект призван решить 2 очень важные задачи - утвердить статус России как полноправной хозяйки СМП и поддержать российское судостроение.
По решению 1й задачи уже предприняты серьезные законодательные меры.
Президент РФ В. Путин в конце 2017 г подписал закон о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ, согласно которым исключительное право на перевозки газа и нефти по СМП получили суда под российским флагом.
Теперь такую возможность могут получить суда исключительно российского производства.
Это стимулирует строительства судов и морской техники на дальневосточном СК Звезда.
Эта еще неработающая судоверфь уже получает реальные контракты от российских компаний.
Но запрет будет действовать уже с 2019 г, а строительство судов многих классов в России пока не налажено, например танкеров-газовозов.
Минпромторг РФ делает предлагает сделать исключение в случае, когда стоимость техники превышает 1 млрд руб.
В этой ситуации решение будет оставаться за подкомиссией по импортозамещению, которую возглавляет вице-премьер Д. Рогозин.
Вопрос в том, кто даст инвестиции российским компаниям для строительства российских плавсредств в условиях санкций?
Все эти вопросы, теоретически, решаемы, хоть и при прямом управлении.
В настоящее время нефть и газ по СМП перевозят только НОВАТЭК и Газпром нефть.
У Газпром нефти в случае принятия законопроекта особых проблем не возникнет - вопросы могут появиться по 1 из танкеров, но их можно решить.
А вот НОВАТЭК может оказаться в сложном положении, поскольку к началу 2019 г не все танкеры-газовозы, строящиеся в Южной Корее для проекта Ямал-СПГ, будут сданы.
Проект Арктик СПГ-2 может вообще оказаться на грани отмены.
Обслуживать арктические СПГ-проекты могут только танкеры-газовозы ледового класса Arc-7, способные самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2 м.
НОВАТЭК заказал 15 СПГ-танкеров в Южной Корее на верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, 5 из них уже осуществляют доставку СПГ в Европу.
Возможностью строительства танкеров-газовозов на ССК Звезда НОВАТЭК уже интересовался, передав верфи сведения о своих потенциальных потребностях в судах.
Официально об ответе судостроителей не сообщалось, но вроде как Звезда согласилась построить СПГ-танкер для НОВАТЭКа, но на 80% дороже, чем Южная Корея.