Сабетта, 12 дек - ИА Neftegaz.RU. Сабетта встретила неожиданным теплом. После слякотной и промозглой Москвы было очень приятно постоять, вдыхая морозный ямальский воздух и любуясь полярной ночью, расцвеченной огнями аэропорта и виднеющегося неподалеку завода Ямал СПГ, который и был целью моей поездки.
Впрочем, позднее Ямал проявил свой характер сильным ветром и снегом. Но речь не о суровости Заполярья.
Поводом для зимней поездки на Ямал стала не охота за северным сиянием (скажу сразу, неудачная...), а гораздо более важное событие.
11 декабря 2018 г. НОВАТЭК запустил 3ю технологическую линию (TRAIN) завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), тем самым выведя Ямал СПГ на полную проектную мощность в 16,5 млн т/год.
Произошло это на год раньше запланированного срока и практически ровно через год после запуска 1й линии.
Примечательно еще и то, что год назад команду на отгрузку 1й партии СПГ дал президент РФ В. Путин, а сейчас отмашку дал премьер-министр Д. Медведев.
В центральной операторной завода Ямал СПГ команду на запуск проекта на полную проектную мощность и отгрузку партии СПГ принял директор по производству И. Часных, а на танкере-газовозе Кристоф де Маржери - капитан С. Зыбко.
Проект Ямал СПГ реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения, лицензию на которое НОВАТЭК получил в 2006 г.
Участниками проекта являются НОВАТЭК (оператор с долей участия 50,1%), Total (20%), CNPC (20%), Фонд Шелкового Пути (9,9%).
Окончательное инвестиционное решение (ОИР) о строительстве завода по производству СПГ стоимостью 27 млрд долл. США было принято в 2013 г., а в 2014 г. началось строительство.
В декабре 2017 г. была запущена 1я линия Ямал СПГ.
Далее реализация проекта велась опережающими темпами - 2я линия Ямал СПГ была запущена в августе 2018 г., на 6 месяцев раньше срока, 3я линия опередила график более чем на год.
Ведется строительство 4й линии Ямал СПГ мощностью до 1 млн т/год, на которой будут использована российская лицензионная технология Арктический каскад.
Идет подготовка и к реализации 2го СПГ-проекта НОВАТЭКа - Арктик СПГ 2 на базе Салмановского (Утреннего) и других месторождений на п-ве Гыдан.
Этот проект предусматривает строительство 3 линий мощностью 19,8 млн т/год (6,6 млн т/год каждая).
Особенностью проекта станет размещение технологических линий на основаниях гравитационного типа, которые будут строится в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области.
Запуск 1й линии Арктик СПГ 2 запланирован на 2023 г.
Капвложения в Арктик СПГ 2 оцениваются в 20-22 млрд долл. США.
Проект обещает быть масштабным.
Справедливую рыночную стоимость проекта Арктик СПГ 2 НОВАТЭК оценивает в 35 млрд долл. США, как сообщил глава НОВАТЭКа Л. Михельсон после церемонии открытия, уточнив, что это не шутка.
Подписывая в мае 2018 г. соглашение о вхождении в проект компании Total с долей участия 10% и возможностью нарастить ее до 15%, НОВАТЭК исходил из оценки проекта в 25,5 млрд долл. США.
Таким образом, за 8 месяцев, оценка стоимости Арктик СПГ 2 ощутимо выросла - почти на 10 млрд долл. США.
Успешная реализация проекта Ямал СПГ привлекает иностранных инвесторов - интерес к Арктик СПГ 2 проявляли, в частности, компании из Китая, Саудовской Аравии, Японии и Таиланда.
Серьезная работа по наращиванию ресурсной базы, проведенная НОВАТЭКом в 2017-2018 гг., позволяет говорить о том, что 37 млн т/год СПГ (4 линии Ямал СПГ и Арктик СПГ 2) компания не ограничится.
Стратегия развития НОВАТЭКа предусматривает, что к 2030 г. компания будет производить 55-60 млн т/год СПГ.
Но не исключено, что целевой показатель будет пересматриваться в сторону повышения.
Л. Михельсон сообщил, что в 2020-2021 г. компания может увеличить прогнозируемый объем производства СПГ до 65-70 млн т/год.
После церемонии вывода на полную мощность проекта Ямал СПГ, Д. Медведев провел совещание с членами Госкомиссии по вопросам развития Арктики.
Речь шла о реализации инвестпроектов в Арктической зоне России, которые обеспечивают развитие Северного морского пути (СМП).
Д. Медведев отметил, что России необходимо использовать максимально полно использовать весь потенциал СМП - кратчайшего маршрута, который соединяет Европу и Азию.
В 2017 г. объем перевозок по СМП превысил 10 млн т.
В 2018 г. показатель вырос практически в 2 раза, до 18 млн т, а в 2019 г. ожидается, что СМП может пройти более 24 млн т грузов.
А к 2024 г. грузооборот по СМП должен быть увеличен до 80 млн т.
Проекты НОВАТЭКа сформируют половину целевого объема грузопотока по СМП.
Это станет важной частью планов по увеличению присутствия России на мировом рынке СПГ.
Д. Медведев отметил, что доля России на мировом рынке СПГ составляет около 4%, и наша страна уже входит в мировую элиту, хотя пока и не является в этой области ключевым игроком.
Целевым показателем является выход к 2035 г. на 15-20% от мирового рынка СПГ.
Это даст и существенный экономический эффект.
Только валютные поступления в Россию от Ямал СПГ и Арктик СПГ 2 будут составлять более 30 млрд долл. США/год.
Но реализация таких серьезных проектов как Ямал СПГ и перспективный Арктик СПГ 2 сопряжено с возникновением и преодолением серьезных проблем.
На одну из таких проблем на совещании по вопросам развития Арктики пожаловался Л. Михельсон, проинформировав членов комиссии о том, что случилось несчастье - в условиях холодного климата производительность линии оказалась на 10% выше номинальной мощности в 5,5 млн т/год.
Но в каждой шутке есть лишь доля шутки, так и в этом случае.
Дополнительные объемы СПГ поставили вопрос с организацией их вывоза с Ямала.
Транспортировку СПГ с Ямала в настоящее время обеспечивают 8 танкеров-газовозов ледового класса Arc7.
Оставшиеся 7 танкеров НОВАТЭК ожидает получить в 2019 г.
А пока компании приходится привлекать на рынке дополнительные суда и организовывать перевалку СПГ «борт-о-борт» по пути в Европу.
Первую подобную операцию Ямал СПГ провел в конце ноября 2018 г. Ямал СПГ в районе порта г. Хоннингсвог на севере Норвегии.
СПГ был перегружен с танкера ледового класса Arc7 Владимир Русанов на танкер меньшего ледового класса Псков.
Таким образом НОВАТЭК ускоряет транспортировку СПГ в Европу и сокращает транспортное плечо.
США эта операция сильно озаботила.
В начале декабря 2018 г. Госдеп США заявили, что перевалка российского СПГ с танкера на танкер в водах Норвегии подрывает усилия по диверсификации энергообеспечения Европы.
Это лишь дополнило предыдущие заявления американской стороны о том, что СПГ из США может обеспечить защиту стран Европы от российской энергетической экспансии.
Норвегия пока гордо заявляет, что такая перевалка ее не обеспокоила, это коммерческий проект.
Но звоночек прозвенел и необходимость предпринять превентивные меры на случай усиления давления со стороны США стала очевидна.
В ходе совещания Л. Михельсон попросил правительство РФ ускорить запуск перевалочного СПГ-терминала в бухте Ура в Мурманской области.
НОВАТЭК рассчитывает на то, что проект будет реализован в 2022, а не в 2023 г.
Также с 2023 на 2022 г. компания рассчитывает перенести реализацию проекта по расширению подходного канала в Обской губе.
Это особенно важно в связи с тем, что в 2022 г. предстоит провести операцию по транспортировке ОГТ для проекта Арктик СПГ 2.
Остановился Л. Михельсон и на еще одном важном моменте - строительстве ледокольного флота для проводки грузов по СМП.
Программа по строительству атомных ледоколов мощностью 60 МВт из 5 ледоколов фактически сорвана, поскольку строительство первого из них задерживается более чем на 2 года.
Д. Медведев дал понять, что над решением этих вопросов правительство будет работать.
День получился очень длинным и насыщенным.
Немногие свободные минуты перед отъездом с Ямал СПГ я использовала для того, чтобы спокойно, без спешки, сфотографировать знаменитую «сгущенку» - резервуары для хранения СПГ.
Снег, лежащий на стенках резервуаров, сделал арт-объект не таким контрастным, но все равно узнаваемым.
Сфотографировала и танкеры-газовозы Кристоф де Маржери и Владимир Визе, стоявшие у причала порта Сабетта.
Далее мы вернулись в поселок Сабетта, современный, комфортабельный и яркий (по-другому в условиях полярной ночи никак!).
Где-то еще есть старые дома, но большинство построено недавно.
Так и не увидев северного сияния, но в качестве компенсации понаблюдав за местными песцами, я обдумывала прошедший день.
Ямал СПГ, аэропорт, порт и поселок Сабетта и есть пример синхронного развития инфраструктуры, о котором говорил Д. Медведев на совещании.
Когда освоение месторождения и создание на его базе сложного производственного объекта, повлекли за собой и другие инфраструктурные проекты - транспортные, судостроительные, а также подтянули и социальную составляющую.
Сейчас, в результате опережающего запуска 2й и 3й линии Ямал СПГ транспортная инфраструктура начала отставать, поскольку рассчитано ее развитие было совсем на другие сроки.
Преодолевать эту болезнь роста придется также опережающими темпами, в этом направлении уже многое сделано, а еще больше предстоит сделать.
Принят комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г., в котором Арктической зоне уделено много внимания.
О том как и в каком объеме этот план будет реализован говорить пока рано, но Россия однозначно нацелена на освоение богатств Арктики.
Запасы только нефти и газа здесь составляют 7,3 млрд т и 55 трлн м3 соответственно, а ведь в Арктической зоне обнаружены запасы угля, алмазов, платины, золота и др. металлов, в т.ч. стратегических.
Россия не настолько богата, чтобы позволить этим богатствам оставаться неосвоенными, даже несмотря на то, что это требует существенных вложений.
Автор: Е. Алифирова