Киев, 4 мар - ИА Neftegaz.RU. Украина опасается полной потери транзита российского газа.
Опасения по этому поводу 4 марта 2019 г. в эфире украинского «5 канала» озвучил глава Нафтогаза А. Коболев.
Тезисы от А. Коболева:
- магистральный газопровод (МГП) Северный поток-2 сделает невостребованной газотранспортную систему (ГТС) Украины,
- есть еще МГП Турецкий поток, который с большой вероятностью построят и запустят к концу 2019 г.,
- из-за этих 2 газопроводов Украина потеряет весь транзит,
- утрата транзита для Украины означает потерю сдерживающего фактора против «российской агрессии», вырастет вероятность военного конфликта.
- Северный поток-2 нужно анализировать не с точки зрения потерь денег, а с точки зрения военного риска,
- аспект безопасности не может повлиять на решение европейских стран инвестировать в МГП Северный поток-2.
Рецепт от этой беды А. Коболев видит в следующем:
- необходимо построить классическое партнерство с европейскими странами,
- нужно привлечь зарубежные компании в управление украинской ГТС и поделиться с ними доходами и прибылью,
- в обмен Украина получит инвестиции и поддержку на Западе.
Подобные заявления со стороны топ-менеджеров Нафтогаза звучат не в первый раз.
Утрата транзита российского газа для экономики Украины будет очень ощутимым ударом.
Но Россия уже неоднократно заявляла о готовности сохранить транзит российского газа по ГТС Украины после 2019 г.
Глава Минэнерго РФ А. Новак в конце февраля 2019 г. доступно и на примерах показал, что украинский маршрут поставок газа в Европу тоже будет востребован.
Важным фактором является то, что МГП Турецкий поток перезапустился в сокращенном 2-ниточном варианте, а не в 4-ниточном, как планировалось изначально.
Кроме того, Газпрому нужен транзит через ГТС Украины, чтобы обеспечить присутствие российского газа в Молдове.
Но важным условием для продолжения транзита газа через ГТС Украины является конкурентоспособность по отношению к другим маршрутам.
Но на данный момент среди всех существующих маршрутов транзита российского газа (включая МГП Ямал - Европа и Северный поток-1), украинское направление является самим дорогим.
Тариф на украинском направлении в 2-2,5 раза выше, чем на других маршрутах, что обусловлено физическим и моральным устареванием украинской ГТС.
Вкладывать миллиарды евро в приведение своей ГТС в состояние хотя бы минимально соответствующее современным технологиям, Украина не намерена.
Вместо этого Нафтогаз ведет судебные споры, безуспешно ищет западного покупателя на долю участия в украинской ГТС, пытается взывать к политическим тяжеловесам и т.п.
Автор: Е. Алифирова