Киев, 6 мар - ИА Neftegaz.RU. Украина намерена придерживаться «плана А» в вопросе заключения нового соглашения по транзиту газа из России в Европу с 1 января 2020 г.
Об этом 5 марта 2019 г. сообщила замглавы МИД Украины Е. Зеркаль в ходе конференции на тему газотранспортной системы (ГТС), которая прошла под эгидой Центра европейской политики.
Тут надо определиться, что понимается под «планом А» и «планами Б», которые Украина строит с известной периодичностью.
В ноябре 2018 г. главный исполнительный директор Нафтогаза Ю. Витренко говорил о том, что для Украины «планом А» является сохранение транзита газа после 2019 г.
«План Б» предусматривает компенсацию финансовых убытков от потери транзита через суд.
В связи с этим Нафтогаз в Стокгольмском арбитраже требует от Газпрома более 12 млрд долл. США, из которых 10 млрд долл. США составляет компенсация за обесценивание украинской ГТС в случае потери транзита.
Но «план А» Украина хочет реализовать на собственных условиях.
Тезисы от Е. Зекаль:
- «План А» заключается в том, чтобы ратифицировать новые приложения к Соглашению об ассоциации с ЕС, касающиеся интеграции Украины в энергетическое пространство ЕС,
- Украина намерена сделать их юридически обязующими и выполнять их по любому сценарию и в любом случае,
- Украина сделает все возможное, чтобы придерживаться этого плана и завершить необходимые действия до середины июля 2019 г.,
- в вопросе соглашения по транзиту газа Украина полагается на позицию ЕК, которая позволит адаптировать энергетическое законодательство Украины к правовым нормам ЕС,
- на случай провала переговоров по газу у Украины есть собственный план,
- Украина изучила уроки кризиса 2009 г. и вместе с партнерами готовит предупредительные меры,
- разработанный план относительно устойчивости подготовлен с помощью США.
Действующий контракт между Газпромом и Нафтогазом на транзит российского газа через ГТС Украины действует до 31 декабря 2019 г. включительно.
В январе 2019 г. в г. Брюсселе прошли 3-сторонние переговоры по газу в формате Россия - Украина - ЕС.
Примечательно, что на этих переговоров украинскую делегацию возглавлял глава МИД Украины П. Климкин, а не министр энергетики и угольной промышленности И. Насалик.
Ситуация странная, но обозначилась она еще в июле 2018 г., во время предыдущего раунда 3-сторонних переговоров.
Тогда это связывалось с тем, что руководство Минэнергоугля Украины фактически отстранено от управления нефтегазовой отраслью страны.
Хотя тот раунд переговоров носил сугубо консультативный и дипломатический характер и представительство Украины главой МИД не выглядело странным.
Но в январе 2019 г. главой украинской делегации снова стал П. Климкин, а сейчас о будущем транзитного контракта вдохновенно вещала Е. Зеркаль, что наводит на мысли о том, что это были не просто слухи.
Как бы то ни было, но конкретных договоренностей в январе 2019 г. участники встречи ожидаемо достичь не смогли.
Российское предложение украинская сторона отвергла, но последовавшее предложение от ЕК с радостью согласилась рассмотреть.
ЕК настаивает на том, чтобы транзитный контракт был заключен на 10 и более лет, его условия должны отражать европейское газовое законодательство, а объемы транзита газа должны быть коммерчески привлекательными для обеспечения интересов будущих инвесторов в ГТС Украины.
По итогам переговоров, стороны взяли паузу на обдумывание до мая 2019 г.
Премьер-министр РФ Д. Медведев 5 марта 2019 г. обозначил 3 условия, при соблюдении которых транзит газа из России через Украину может быть сохранен после 2019 г.
Условия простые - урегулирование отношений между Газпромом и Нафтогазом, выгодные экономические и коммерческие параметры транзита и стабильная политическая обстановка.
Автор: Е. Алифирова