Киев, 21 мар - Neftegaz.RU. Газпром начал официально уведомлять страны, которые граничат с Украиной или зависят от транзита газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины, о прекращении транзита газа по этому маршруту с начала 2020 г.
Об этом глава Нафтогаза А. Коболев сообщил в интервью РБК Украина 20 марта 2019 г.
Текущий контракт между Газпромом и Нафтогазом на транзит газа по ГТС Украины действует до конца 2019 г.
Условия транзита газа через Украину обсуждаются в формате Россия - Украина - ЕС, следующая 3-сторонняя встреча состоится в мае 2019 г.
Между сторонами имеются серьезные противоречия, но время на их урегулирование еще есть.
Россия многократно, на самых различных уровнях, заверяла Украину в том, что намерена сохранить транзит газа через ГТС страны.
Однако украинская сторона предпочитая нагнетать истерию, выдвигать иски и бросаться громкими словами вплоть до заявлений о том, что ГТС вообще придется демонтировать.
Если смотреть объективно, то России транзит газа по ГТС Украины нужен.
Это обусловлено ростом спроса на газ в Европе и несмотря на запуск в конце 2019 г. новых магистральных газопроводов (МГП) Северный поток-2 и Турецкий поток, газотранспортные мощности в европейском направлении России нужны.
МГП Турецкий поток реализуется не в 4-ниточном, а лишь в 2-ниточном варианте, причем в Европу пойдет лишь 1 нитка.
Кроме того, ГТС Украины необходима для поставок газа в Молдову, что тоже очень серьезный момент.
Поэтому Россия будет стараться сохранить украинский маршрут, но при соблюдении ряда условий, которые обозначил премьер-министр РФ Д. Медведев.
Условия простые - урегулирование отношений между Газпромом и Нафтогазом, выгодные экономические и коммерческие параметры транзита и стабильная политическая обстановка.
Экономическая составляющая в этом вопросе ключевая и для Украины очень неприятная.
Ранее глава Минэнерго РФ А. Новак говорил о том, что украинская ГТС физически и морально устарела и не соответствует современным реалиям.
По этой причине транспортировка газа через Украину в Европу обходится России в 2-2,5 раза дороже, чем по другим маршрутам (МГП Северный поток и Ямал - Европа).
Украинская сторона же по сложившейся традиции экономическую сторону вопроса предпочитает решать в ключе судебных разбирательств.
Вместо конструктивного диалога, Украина занимает простую переговорная позиция.
А. Коболев описал ее следующим образом: либо Газпром подписывает контракт, и тогда вопрос обесценивания ГТС автоматически исчезает из иска Нафтогаза, либо России придется это компенсировать.
Напомним, что Нафтогаз в Стокгольмском арбитраже требует от Газпрома более 12 млрд долл. США, из которых 10 млрд долл. США составляет компенсация за обесценивание украинской ГТС в случае потери транзита.
Скорее всего, так или иначе, но Россия и Украина договорятся о транзите газа через ГТС Украины после 2019 г.
Но на данный момент контракта, который будет действовать с 1 января 2020 г., физически не существует.
И если условия контракта Газпрома с европейскими покупателями газа предусматривает пункт о том, что российская компания обязана предупредить партнера о прекращении поставок за некий определенный срок, то при наступлении этого срока такое предупреждение должно быть сделано.
В марте 2019 г. о получении предупреждения от Газпром экспорта заявила глава Минэнерго Болгарии Т. Петкова.
По заявлению министра, компания сообщила о планах прекратить транзит газа по Трансбалканскому коридору с Украины в Турцию с января 2020 г.
Газпром же заявил о том, что не направлял никакого официального уведомления в адрес властей Болгарии о намерении прекратить транзит газа.
А между тем положение самого А. Коболева в качестве главы Нафтогаза очень шатко.
22 марта 2019 г. истекает его трудовой контракт и не факт, что этот контракт будет продлен. По крайней мере на текущих условиях.
Давний недоброжелатель А. Коболева - премьер-министр Украины В. Гройсман - уже говорил о том, что контракт А. Коболева продлен не будет.
Претензий к А. Коболеву, действительно, накопилось более чем достаточно, но прежние попытки В. Гройсмана как-либо повлиять на главу Нафтогаза заканчивались нечем.
Сейчас ситуация поменялась - в марте 2019 г. кабмин Украины принял решение объявить с 23 марта 2019 г. конкурс на должность главы правления Нафтогаза.
Но позже В. Гройсман немного смягчил свою позицию и заявил о том, что при соблюдении ряда достаточно формальных условий А. Коболев может остаться главой компании.
А. Коболев не комментирует намерения премьер-министра, но сам факт конфликта отрицает.
Автор: Е. Алифирова