Результаты исследования, опубликованные в журналах «Биология моря» и «Океанология», могут заложить основу для биологического метода очистки морской воды от нефтепродуктов.
Материалом для исследования стали 50 проб поверхностных вод и верхнего слоя донных осадков, полученные во время экспедиций:
- в северной и западной части Японского моря,
- в заливе Петра Великого, в акватории которого находится нефтеналивной порт Козьмино и четыре морских порта (Владивосток, Находка, Большой Камень и Посьет).
Эта среда использовалась для инкубации углеводородокисляющих бактерий, которая занимала от 7 до 15 суток при температуре 22 оС и от 15 до 30 суток при температуре 5 оС.
Ученые обнаружили 137 штаммов бактерий в 42 из 50 проанализированных проб:
- 49 штаммов были извлечены из донных осадков,
- еще 88 – из поверхностных вод.
Эти микроорганизмы проявили способность к деструкции различных соединений нефти при температуре 5 оС.
Тезисы участницы проекта А. Медведевой:
- наше исследование оценивает метаболический потенциал бактерий Японского моря;
- мы выявляем гены, ответственные за деградацию различных углеводородов и проверяем, какие нефтепродукты бактерии способны использовать в качестве питания;
- на данном этапе исследования мы не ставим целью редактирование генома, наша задача – выявить самых активных естественных нефтедеструкторов и в дальнейшем разработать биопрепарат для очистки вод Японского моря от нефтезагрязнений.
- позволит точнее понимать механизмы работы генов и ферментов, участвующих в разложении нефти,
- облегчит создание новых технологий мониторинга морских вод и их очистки от нефти и нефтепродуктов.
Научный проект реализуется в лаборатории морской микробиологии Института Мирового океана, которая оснащена всем необходимым оборудованием для изучения самых передовых и перспективных направлений освоения Мирового океана.
Напомним, что в ноябре 2021 г. ученые из США создали штамм кишечной палочки, который может производить биотопливо на основе сахаров.
Они использовали двухступенчатый биохимический процесс, благодаря которому глюкозу можно буквально превращать в непредельные углеводороды при помощи живых и неживых катализаторов.