Освоение труднодоступных месторождений углеводородов, особенно в шельфовой и арктической зонах, требует повышенной надежности и долговечности трубопроводов.
Транспортировка углеводородов в экстремально неблагоприятных климатических условиях осложняется повышенным содержанием сероводорода, который при контакте с влагой образует коррозионную среду - металл становится хрупким.
Для решения этой проблемы молодые ученые ЦНИИчермет им. И.П. Бардина провели работу по созданию современных сталей и передовых технологий изготовления высокопрочного толстолистового и рулонного проката для электросварных сероводородостойких труб, эксплуатируемых при низких температурах.
Научными специалистами:
- освоено передовое металлургическое производство толстолистового проката для сварных газонефтепроводных труб;
- разработаны отечественные трубные стали, не уступающие зарубежным аналогам по своим механическим свойствам и сопротивляемости коррозионному растрескиванию;
- разработаны металловедческие и технологические принципы формирования уникального комплекса физико-механических и коррозионных свойств низколегированных трубных сталей: для этого проводился целевой контроль состояния их микро- и наноструктуры;
- разработаны эффективные технологические методы повышения стойкости трубных сталей против водородного и сульфидного растрескивания под напряжением в сероводородсодержащих средах.
Проведенная работа востребована промышленными предприятиями, которым необходимы технологии производства проката для изготовления сероводородостойких газонефтепроводных труб.
Применение разработанных научных и технических решений может способствовать повышению качества плоского проката для сварных конструкций: морских нефтегазовых платформ, судов, мостов и строительных сооружений.
Результаты работы высоко оценены властями столицы: сотрудник ЦНИИчермет им. И.П. Бардина признан лауреатом Премии правительства Москвы молодым ученым за 2020 г. в номинации «Новые материалы и нанотехнологии».
Напомним, что в декабре 2020 г. стало известно, что Росатом вместе с Российской академией наук (РАН) разработает новую эффективную логистику Северного морского пути (СМП), учитывающую хрупкую природу Арктики.
Сотрудничество также будет вестись в области возобновляемой энергетики (ВИЭ) для поиска новых экологически защищенных решений в арктическом регионе.
Автор: А. Игнатьева