Об этом заявил министр энергетики, торговли и промышленности Республики Кипр Й. Папанастасиу.
По результатам проверки FSRU Etyfa Prometheas выявлена нехватка оборудования.
На судне отсутствуют 2 компонента стоимостью от 8 до 9 млн евро (от 9,4 до 10,5 млн долларов):
- система клапанов, используемая для сжижения природного газа;
- азотная установка.
Она также отметил, что все оборудование, которое было указано в контракте, но отсутствует на судне, будет истребовано в Лондонском международном арбитражном суде.
Шанхайская COSCO Shipping Heavy Industry передала FSRU Etyfa Prometheas Кипру в январе 2024 г.
Отмечалось, что это 1й энергетический проект в рамках инициативы «Один пояс, один путь» между китайским предприятием и Европейским Союзом (ЕС).
Shanghai COSCO Shipping Heavy Industry выполняла проектирование, закупку материалов и оборудования на международном и внутреннем рынках, а также строительство и подъем регазификационных модулей.
Ключевые аспекты работы включали в себя:
- реконструкцию;
- установку и ввод в эксплуатацию оборудования;
- ходовые испытания;
- продление срока службы судна на 20 лет без сухого докования.
Двойная сертификация и дорогое пребывание в Малайзии
Etyfa Prometheas - это переоборудованный танкер-газовоз Galea типа Moss.В настоящее время судно находится у брегов Малайзии, где дожидается доставки недостающего оборудования.
Стало известно, что официальны лица изменили свое позицию в отношении сертификации Etyfa Prometheas.
Вопреки предыдущим заявлениям правительства, Etyfa Prometheas не сертифицируют как газовоз.
Сообщается, что Etyfa Prometheas нельзя одновременно зарегистрировать и как танкер, и как FSRU.
Правительство теперь будет добиваться сертификации судна только как FSRU.
Ожидается, что окончательный документ выдадут в сентябре 2025 г., а Кипр сможет забрать судно в октябре 2025 г.
При этом пребывание FSRU Etyfa Prometheas в Малайзии обходится кипрским налогоплательщикам в 367 тыс. евро (около 430 тыс. долл. США) в месяц.
Эта сумма складывается из гонорара норвежской компании, которая была нанята для управления судном и сборов за якорную стоянку.
Юридические лазейки и недовольство депутатов
Ранее Й. Папанастасиу говорил, что правительство стремится завершить строительство СПГ -терминал в порту Василикос, неотъемлемой частью которого является FSRU Etyfa Prometheas, к концу 2025 г.Однако теперь сообщается, что руководство Vasiliko LNG представит график завершения работ не раньше марта 2026 г.
Это вызвало шквал критики и недовольства стороны местных депутатов.
Министр сообщил, что проект унаследовал серьезные недостатки, связанные с предыдущими решениями.
Он призвал к единству, заявив, что ответственность лежит не на нынешнем правительстве, а на других лицах.
В июле 2024 г. китайский строительный консорциум CPP-Metron Consortium Ltd (CMC), ответственный за реализацию проекта, расторг контракт с кипрской национальной компанией ETYFA, которая являлась второй стороной соглашения.
Мотивация CMC:
- компании пришлось в течение нескольких лет вести работу в рамках проекта без надлежащих и своевременных платежей;
- консорциум не получил вообще никаких выплат за работы, произведенные в 2024 г., вопреки мартовским обещаниям главы Минэнерго Кипра,
Проект был приостановлен.
Отмечается, что весь проект сейчас завершен примерно на 45-50%.
Согласно договору с компанией-консультантом, подписанному в мае 2025 г., у специалистов есть 10 месяцев после заключения контракта для предоставления документов с графиком, но они будут прилагать усилия, чтобы этот срок сократить
Й. Папанастасиу объяснил задержки тем, что приходится управлять незавершенным проектом и вести переговоры с субподрядчиками и новыми консультантами, добавив, что государственные процедуры еще больше усложняют процесс.
Министр уточнил, что в отношении причала ведутся переговоры с субподрядчиком китайского консорциума, расторгшего контракт.
Эта сделка близка к заключению.
Это противоречит предыдущим официальным заявлениям, согласно которым правительству запрещалось работать с субподрядчиками бывшего контрагента, но представители DEFA сообщили, что им удалось найти юридическое обоснование, позволяющее властям Кипра вести бизнес с субподрядчиком.
Депутат от партии DISY К. Хаджияннис раскритиковал правительство за неспособность справиться с ситуацией в Василикосе:
- из-за задержек с поставками природного газа кипрские потребители ежегодно несут дополнительные расходы в размере 15 млн евро;
- при этом ожидается повышение тарифов на электроэнергию на 3%.
Cyprus LNG и газ для Кипра
- базовая генерация на о-ве Кипр представлена 3 ТЭС, работающими на мазуте, крупнейшей из которых является ТЭС Василикос;
- под влиянием климатической повестки и туристического фактора Кипр начал думать о строительстве терминала для импорта СПГ;
- раздумья продолжались с 2009 г., а в 2019 г. проект оказался в группе риска в связи с тем, что ЕК решила не финансировать с 2020 г. энергетические проекты, в основе которых природный газ;
- тем не менее, финансирование удалось привлечь и проект перешел в практическую фазу;
- строительство СПГ-терминала Cyprus LNG Terminal (Vassiliko FSRU) в районе Василикос на южном побережье о. Кипр между Ларнакой и Лимасолом стартовало в июле 2020 гю;
- проект включает:
- плавучую регазификационную установку (FSRU),
- причал для швартовки FSRU,
- причальный газопровод,
- инфраструктуру для поставок газа на ТЭС Василикос.






