Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники.
Катар когда-то был основным поставщиком СПГ в Японию и Южную Корею, но сейчас покупатели отдают предпочтение поставкам из США, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Омана.
Все эти поставщики предлагают краткосрочные контракты и, в отличие от Катара, не ограничивают конечный пункт назначения грузов: QatarEnergy (QE) настаивает, чтобы страна поставки по договору была конечным пунктом.
Это дает покупателям возможность в будущем продавать грузы в другом месте, если они им больше не понадобятся.
По данным источников Reuters:
- переговоры между японскими и южнокорейскими покупателями и Катаром зашли в тупик из-за того, что Катар настаивает на пунктах назначения;
- катарцы стараются сохранить контроль над рынком СПГ, в то время как другие страны, такие как ОАЭ и Оман, скорее рады просто получить хорошую цену;
- национальная нефтяная компания Абу-Даби ADNOC воспользовалась сложившейся ситуацией, которая заключается в том, что люди хотят диверсифицировать поставки.
Продавцы из США, ОАЭ и Омана, напротив, обычно предлагают объемы СПГ на условиях FOB, что позволяет покупателям перепродавать грузы, а сделки обычно привязаны к ценам на американском газовом хабе Henry Hub, которые обычно дешевле контрактов, привязанных к нефти.
Если государственная компания QatarEnergy не заключит новые соглашения с Японией и Южной Кореей - 2м и 3м по величине импортерами СПГ в мире после Китая, - роль Катара еще больше снизится.
В 2023 г. США вытеснили Катар с 1го места в мире по поставкам СПГ.
В 2024 г. истекает срок действия крупного контракта Катара с корейской газовой корпорацией (KOGAS) на поставку 4,92 млн т/год СПГ.
По официальным данным, в 2026 г. истекает срок действия еще одного контракта на поставку 2,1 млн т/год СПГ.
QatarEnergy заявила, что не комментирует рыночные спекуляции.
Спрос на СПГ в Японии снижается из-за перезапуска ядерных реакторов, увеличения доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и замедления экономики.
Еще одним камнем преткновения для Японии является требование QatarEnergy, чтобы покупатели подписывали контракты на поставку не менее 1 млн т/год на 10–15 лет.
Такие условия противоречат неопределенным долгосрочным перспективам Японии в отношении СПГ из-за возобновления работы атомных электростанций (АЭС) и производства зеленой энергии, что затрудняет для японских покупателей заключение долгосрочных контрактов на СПГ на случай падения спроса.
Согласно данным таможенной службы Японии:
- в 2023 г. импорт СПГ сократился до 66 млн т с 83 млн т в 2018 г.;
- доля Катара на рынке Японии в 2023 г. упала до 4% с 12% в 2018 г.;
- в то же время доля США на рынке Японии выросла с 3% до 8% за тот же период.
- доля Катара на рынке Южной Кореи в 2023 г. снизилась до 19% с 32% в 2018 г.,
- в то время как доля Австралии выросла до 24% с 19%,
- а доля Малайзии - до 13% с 8% за тот же период.
Автор: А. Хасанова