В Думу Ханты-Мансийского автономного округа Ассамблеей представителей коренных малочисленных народов Севера внесен законопроект «О кочевых школах Югры».
На проект закона уже подготовлено заключение государственно-правового управления Думы автономного округа. Ведется работа по устранению юридико-технических ошибок. Именно на стойбище Юрия Вэллы 12 лет работает единственная в Югре стойбищная школа, сообщили в информационно-аналитическом управлении окружной Думы.
«Главное, что дает стойбищная школа — дети учатся, не отрываясь от родителей, — рассказал Юрий Вэлла. — Также дети приучаются и к традиционным видам деятельности. Мы — оленеводы, поэтому с малых лет внуки постигают эту науку. Мало, кто сегодня может похвастаться тем, что своими руками построил школу. А мои внуки могут. Такая школа во многом гарант того, что дети всегда будут под присмотром, контролем и заняты. То у них теория, то практика, то хозяйство».
«Сегодня нет такого понятия как „стойбищная школа“, то есть законодательно такая форма обучения не закреплена, — комментирует депутат Алексей Андреев. — Плюсов для коренного населения в таком обучении очень много. И главное — это то, что дети, получая образование, не теряют навыков традиционной жизни. Следовательно, всегда смогут найти, чем заняться. Такие дети всегда рядом с родителями и под их контролем. А родители, в свою очередь, не утрачивают ответственности за воспитание детей. Речь идет не о реформе всего образования для коренных жителей, а лишь о законодательном закреплении такой формы образования. А также этот закон позволит восстановить конституционное право для коренных народов в части выбора формы образования для своих детей. Ведь сейчас такого права у них нет. Если ты проживаешь в традиционной среде и хочешь учить своего ребенка, то прямая дорога в интернат. Главная задача такого закона — внедрить механизмы финансирования этих школ. Закон о стойбищных школах уже принят в республике Саха (Якутия). Он полностью соответствует Конституции РФ и федеральному закону „Об образовании“ и предусматривает разные формы обучения для коренных граждан».