Уникален поселок Амдерма был 20-м веке, играя важную роль в обеспечении безопасности на северных рубежах СССР, проведении геологических работ, аэронавигации, гидрометеорологии.
Романтика полярных 30-х гг - это про Амдерму.
В 30-х годах Амдерма была в лучах славы полярников.
Все полярные экспедиции обслуживались Амдерминской радиостанцией, а участники перелетов получали в Амдерме помощь в подготовке самолетов к продолжению рейсов.
Историю аэропорт Амдермы ведёт с 1935 г.
Именно там, на морской песчаной косе между морем и лагуной, в районе левого берега речки Амдерминки полярники О.Шмидта сделали посадку по возвращении из полярной экспедиции.
После десятилетий забвения, Амдерма вновь возвращает себе уникальность.
В начале февраля 2012 г В. Путин подписал распоряжение о создании федерального казенного предприятия (ФКП) Аэропорт Амдерма.
Минприроды РФ активизировалось по ликвидации прошлого экологического ущерба на территории Арктики, и в тч в Амдерме.
В конце июля 2012 г В. Путин подписал ФЗ о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути», а значит будет развитие аэронавигации, гидрометеорологии, а может быть и бункеровки судов.
Энтузиазм по поводу возрождения СевМорПути только добавил Амдерме перспектив.
Понятно, почему энтузиастом и лоббистом возрождения Амдермы был И.Федоров.
Казенный статус аэродрома Амдермы предполагает федеральные дотации, а создание перевалочной базы потребует развития инфраструктуры, что повлечет за собой развитие региона.
И.Федоров и ранее сильно интересовался развитием Тимано-Баренцевоморской суперпровинции, а в период предвыборной компании стал еще более активен.
Регионы не выбирают, однако И.Федорову с регионом повезло.
В связи с освоением месторождений на континентальном шельфе Арктики и развитием материковых месторождений НАО - «на слуху».
Ответственности, конечно, тоже больше.Проблемы-есть, но они решаемы.
И процесс пошел.
Амдерма уже преображается.
В 2012 г у меня, как у главы поселковой администрации нет опасений за прохождение осенне-зимнего сезона, - сообщил глава МО Посёлок Амдерма В. Чунихин. – Топливо завезено в полном объёме.
Вся инфраструктура к зиме готова, хотя ремонтные работы ещё продолжаются – не смогли вовремя завезти все материалы.
Котельная готова. Мы планируем ввести в эксплуатацию новый дизельный агрегат на 400 кВт.
Установлены новые насосы, старые насосы мы вывели в резерв. С 2013 г планируем начать работы по контролю потребления топлива. Хотя уже сегодня уровень потребления значительно сократился.
Если лет 5-6 назад мы завозили 3600 т топлива на зиму, то сегодня нам уже требуется всего 1800 т.
Кроме этого мы закупили новые энергосберегающие уличные светильники. Вода в посёлок поступает по новой нитке водовода.
С декабря 2011 г в Амдерме появилась мобильная связь. По итогам 2012 г отремонтируем 9 жилых домов.
Это много, учитывая, что в посёлке сегодня всего 14 жилых домов и 350 человек, хотя в лучшие годы в Амдерме жило и работало до 12 тысяч.
Основные объекты инфраструктуры Амдермы: аэропорт, морской порт, котельные и строящийся физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК).
Финансирование ФОКа осуществляется за счёт средств федерального и окружного бюджетов. На его возведение будет израсходовано более 50 млн рублей.
Подрядчик – Стройспецмонтаж. Первоначальный срок сдачи объекта – 28 ноября 2011 г. Сроки сильно затянулись. В 2012 г спортзал уже точно построен не будет – слишком поздно завезли стройматериалы и конструкции.
Строительство начнётся только в 2013 г. Осенью 2013 г ФОК должен быть сдан в эксплуатацию.
Подобная ситуация складывается и вокруг строительства школы-сада в посёлке Бугрино на острове Колгуев. Этот вопрос также обсуждался на выездном заседании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Амдерме.
После вывода в 1993 г воинских частей на территории Амдермы скопилось ориентировочно 100-120 тыс т лома в виде остатков техники и ёмкостей для ГСМ.
Есть участки земли, загрязнённые остатками нефтепродуктов. На территории Амдермы необходимо утилизировать 150 крупных объектов инфраструктуры.
Опасность представляют и полузатопленные в акватории бухты плавсредства. На сегодняшний день 2 плашкоута и 1 буксир подняты со дна и утилизированы в рамках выполнения федеральной программы. Для вывоза с территории посёлка лома металлов, по словам капитана морского порта Амдерма В. Падуна, потребуется в десятки раз увеличить грузооборот порта с 500-1000 т, которые порт способен перерабатывать сегодня, до 10-15 тыс тонн и, соответственно, провести модернизацию портовой инфраструктуры.
Администрация НАО выступает за то, чтобы средства, выделяемые Минприроды РФ на очистку Арктики, целевым способом перечислять в бюджет субъекта, что, по мнению замглавы администрации НАО по инфраструктуре Я. Берлина, позволит более эффективно распределять средства на очистку и утилизацию конкретных объектов.
С 2009 г ведётся процедура банкротства Амдерминского морского торгового порта, которая должна завершиться в октябре-ноябре 2012 г.
Администрация НАО готова выкупить порт в окружную собственность.
И. Фёдоров лично попросил руководителю федерального агентства по управлению госимуществом О. Дергунову 5 октября 2012г во время встречи в Росимуществе.
После перевода аэропорта в Амдерме в статус казённого федерального предприятия стало возможным перейти к системному решению накопившихся проблем.
Регулярно выплачивается заработная плата, зарплата увеличена.
Ведётся ремонт здания: замелили кровлю, устанавливаются стеклопакеты, после чего фасад здания будет утеплён и обшит металлопрофилем.
Произведён ремонт высоковольтного кабеля.
Закуплены энергосберегающие прожектора для освещения перрона и стоянки самолётов. Восстановлена светосистема «Луч-2МУ».
Установлены дополнительные ориентиры видимости для полётов ночное время. Завезено в полном объёме авиационное топливо. Приобретен автомобиль УАЗ, заливщик швов взлётно-посадочной полосы с помощью которого частично залиты швы ВПП. Произведён ремонт зоны досмотра пассажиров и грузов, установлено современное досмотровое оборудование. В следующем году планируется начать внутренний ремонт здания. Ведутся переговоры по выполнению разовых полётов самолётов Ан-24 в зимний период.
- Работа есть, зарплата выплачивается и после долгих лет выживания люди рады работе, - оценил ситуацию гендиректор ФКП Аэропорт Амдерма М. Соболев. - Если говорить о перспективах, то первоочередная задача – сохранения аэропорта Амдерма, как аэропорта с малой интенсивностью полётов в районах Крайнего Севера. Далее необходимо продолжить работы по включению аэропортов местных воздушных линий Архангельской области и НАО в состав ФКП Аэропорт Амдерма.
В рамках координационного совещания в Амдерме поговорили и о главном: противодействии терроризму, экстремизму, коррупции и наркомании в НАО , государственной миграционной политике в регионе и об обеспечении безопасности и антитеррористической защищённости МЛСП Приразломная.
В клубе посёлка Амдерма состоялась встреча населения Амдермы с И. Фёдоровым.
«Мы придаём большое значение проведённому в Амдерме заседанию постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ненецком автономного округе, - подвёл итог мероприятию И.Фёдоров. – Именно Амдерма требует повышенного внимания со стороны государства. И выбор места для проведения заседания был выбран не случайно. Администрация НАО проводит системную работу по оздоровлению ситуации в посёлке, который всегда выполнял государственные задачи в Арктике. И мы рассчитываем на поддержку государства в этом вопросе».