Информация следует из Заявления о намечаемой деятельности, которое было опубликовано на Едином экологическом портале.
Совместное предприятие Kalamkas - Khazar Operating было создано в феврале 2023 г. для освоения месторождений Каламкас-море, Хазар и Ауэзов.
Контрактная территория СП общей площадью 1 707,17 км2 расположена в акватории Северного Каспия на морском продолжении Бузачинского поднятия.
Участки недр Каламкас-море и Хазар находятся в 120 км к юго-западу от месторождения Кашаган.
Необходимость в строительстве морского канала для доступа к этим месторождениям возникла из-за падения уровня Каспийского моря и связанным с этим обмелением моря в районе Уральской седловины.
Основная задача канала - транспортировка опорных оснований морских стационарных добывающих платформ (МП) от места постройки до месторождений Хазар и Каламкас-море.
Подчеркивается, что отказаться от строительства морского канала на Уральской седловине нельзя, поскольку без него доставить и установить добычные платформы на месторождении Каламкас-море-Хазар невозможно.
Согласно документу, после доставки МП эксплуатация канала в дальнейшем не предусматривается.
Kalamkas-Khazar Operating рассматривает 2 маршрута трассы морского канала в пределах Уральской седловины:
- маршрут № 2 (основной):
- расположен севернее резервата тюленей Каспий итбалығы,
- протяженность - 75,114 км,
- параметры канала - ширина по дну B = 120 м, c заложением откосов М1:5,
- объем извлекаемого грунта составит порядка 24,35 млн. м3,
- отвалы грунта предполагается размещать вдоль трассы канала на расстоянии 500 м от бровки канала по обеим сторонам трассы канала,
- ориентировочное количество отвалов - 74;
- маршрут № 1 (альтернативный):
- трасса канала проходит по так называемому Гурьевскому фарватеру,
- протяженность - 91,411 км,
- параметры канала: ширина по дну B = 120 м, c заложением откосов М1:5,
- объем извлекаемого грунта составит порядка 34,385 млн. м3,
- количество отвалов (ориентировочно) - 91.
Отмечается, что маршруту №1 имеет ряд ограничений:
- Гурьевский фарватер используется в настоящее время судами для прохождения из Среднего Каспия в Северный;
- проходка канала ограничит данный навигационный маршрут;
- кроме того, наличие вдоль канала отвалов донного грунта резко увеличивает вероятность посадки на мель маневрирующих до постройки канала судов.
Детали строительства:
- начало работ - 2026 г.;
- глубина канала, как ожидается, составит в 2026 г. - 3 м, в 2027 г. - 4 м, и в 2028-2029 гг. - 5 м;
- работы будут осуществляться в навигационные сезоны, т.е. в период с апреля по ноябрь;
- в зависимости от участка проведения дноуглубительных работ, будут использованы, либо фрезерные земснаряды ФЗС -1, ФЗС -2, либо экскаваторы амфибии, либо комбинации с другой техникой (колесный погрузчик, бульдозер CAT D6, кран-баржа);
- для реализации проекта привлекут 746 человек на море и 100 человек на суше;
- на период строительства специалисты будут проживать на 2х плавучих гостиницах,
Месторождение Хазар расположено в 30 км к юго-западу от Каламкас-море и в 65 км к северо-западу от п-ва Бузачи. Открыто в 2007 г. по результатам бурения разведочной скважин Хазар-1 на структуре Хазар. Была вскрыта многопластовая нефтяная залежь, аналогичная месторождению Каламкас-море.
Предправления КМГ А. Хасенов ранее сообщил, что окончательное инвестиционное решение (ОИР) по освоению месторождений Каламкас-море и Хазар на Каспии примут до конца 2025 г.
Ожидается, что объем добычи нефти на пике составит 3-4 млн т/год.
Минэнерго Казахстана рассчитывает, что добыча начнется в 2028-2029 гг.
Автор: А. Гончаренко