Обычно после этого страна подает заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (CLCS) на рассмотрение и утверждение.
Но казус в том, что США не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву (UNCLOS), поэтому их притязания на расширение шельфа не могут быть законными.
Каждое государство может расширять свой континентальный шельф, но такое расширение не имеет юридического статуса, если CLCS не предоставит четких рекомендаций, подтверждающих научную достоверность геологических данных, должным образом представленных перед ним.
На указанную США территорию, особенно в Арктике и Беринговом проливе могут претендовать и Россия с Канадой.
Неутомимая Лиза
США должны ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, поскольку отсутствие нашего одобрения может стоить нам ценных территорий и ресурсов, - заявила Елизавета Мурковски, сенатор от Аляски в Конгрессе, на Ассамблее за Полярным кругом в октябре 2023 г.Конвенция по морскому праву (ЮНКЛОС) - это международный договор:
- известный как Конституция мирового океана;
- устанавливает правила, регулирующие все виды использования мирового океана и его ресурсов;
- описываются права и обязанности государств в таких областях, как делимитация границ, судоходство, охрана окружающей среды, экономическая деятельность и урегулирование споров, связанных с вопросами океана.
Однако США не ратифицировали конвенцию.
Линия предательства Э. Шеварднадзе
1 июня 1990 г. в г. Вашингтоне глава МИД СССР Э. Шеварднадзе с госсекретарем США Д. Бейкером подписали Соглашение о линии разграничения морских пространств:- США получили в открытой части Берингова моря за пределами 200 - мильной зоны - более 46 тыс км2;
- СССР - около 5 тыс км2;
- для прохода своих судов по Берингову проливу СССР должен был спрашивать разрешение у США;
- были потеряны большие площади, где было много рыбы и перспективные месторождения нефти и газа, и не только.
- соглашение подлежало ратификации и вступало в силу после обмена ратификационными грамотами, но Э. Шеварднадзе добродушно согласился с временным применением соглашения в полном объеме до ратификации.
Здесь еще очень много работы дипломатам.
Подробности заявления США о расширении континентального шельфа
- площадь ECS США - около 1 млк км2;
- площадь распределена по 7 регионам;
- в этой морской зоне сосредоточено множество ресурсов (кораллы, крабы и др) и жизненно важные среды обитания для морской флоры и фауны;
- проект разработан под руководством Госдепа через Целевую группу ECS США - межведомственный орган правительства США, состоящий из 14 агентств;
- Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) и Геологическая служба США (USGS) отвечали за сбор и анализ данных о глубине, форме и геофизических характеристиках морского дна и недр, необходимых для определения внешних границ ECS;
- сбор данных начался в 2003 г. и представляет собой крупнейшую работу по картографированию шельфа, когда-либо проводившуюся США;
- США определили свои границы ECS в соответствии с обычным международным правом, как это отражено в соответствующих положениях Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Научно-технических руководствах Комиссии по границам континентального шельфа;
- ESC США частично пересекается с ESX Канады, Багамских островов и Японии и требует согласования;
- в других районах США границы ESC установлены ранее, пересечения зон с Кубой, Мексикой и РФ нет, согласования не требуется.
Правила определения континентального шельфа государства
Статья 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) определяет континентальный шельф прибрежного государства как естественное продолжение его сухопутной территории до внешнего края континентальной окраины, которая состоит из морского дна и недр шельфа, склонов и возвышений.Это продление определяется на основе научных фактов, но решающим критерием является сходство геоморфологических характеристик суши государства и его континентального шельфа.
UNCLOS устанавливает законную границу континентального шельфа в 200 морских миль, даже если естественное продление не соответствует этому.
Если продление выходит за пределы 200 морских миль, прибрежное государство, при соблюдении условий, изложенных в статье 76, пользуется правом исследовать и эксплуатировать природные ресурсы большего континентального шельфа.
Для этого Государство должно подать в CLCS заявление, подкрепленное надлежащими научными данными, в котором предлагается ограничить естественное продление более чем на 200 морских миль.
Статья 76 предусматривает следующие альтернативы:
- строгий юридический предел в 350 морских миль от базовой линии, независимо от того, продолжается ли естественное продолжение дальше;
- максимум в 100 морских милях от точки, где глубина водной толщи достигает 2500 метров.
Исключение предусмотрено для подводных возвышенностей, которые являются естественными компонентами континентальной окраины.
Там, где это происходит, государство может предложить признать свой континентальный шельф протяженностью более 350 морских миль, соблюдая правило 2500 метров + 100 морских миль.
После получения представления с предложением о расширении континентального шельфа (CLCS) комиссия выдает рекомендации.
На основе этих рекомендаций государство может представить Генеральному секретарю ООН карты и другую информацию, которые постоянно описывают расширенный континентальный шельф. после чего это разграничение утверждается, является окончательным и обязательным.
В тех случаях, когда права прибрежных государств, смежных или противоположных друг другу, перекрываются, статья 76 предлагает простое решение: соглашение о делимитации между заинтересованными государствами.
Прибрежные государства с перекрывающимися правами также могут подавать совместные CLCS.
Другие страны и РФ
С 2001 г. Россия подала в CLCS заявку, устанавливающую внешние границы ее континентального шельфа, простирающегося до Северного Ледовитого океана.Россия была первой, кто это сделал.
В Арктике все прибрежные государства Арктики, за исключением Соединенных Штатов (не являющихся участниками ЮНКЛОС), уже подали заявки на расширение своего континентального шельфа за пределы 200 морских миль в соответствии с процедурами, изложенными в части 6 ЮНКЛОС.
Заявки России включают хребты Альфа-Менделеева и Ломоносова.
Научным пониманием является то, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева – Альфа и Чукотское поднятие и разделяющие их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования и являются естественным продолжением ее континентальной окраины.
В апреле 2019 г. подкомиссия ЮНКЛОС заявила о геологической принадлежности хребта Ломоносова и окрестных территорий к шельфу и континенту РФ.
Аналогичные аргументы содержатся в материалах, поданных Данией (Гренландия) в 2014 г. и Канадой в 2019 г.