Об этом генсек НАТО М. Рютте заявил 13 октября 2025 г. на сессии Парламентской ассамблеи НАТО в г. Любляна.
Есть всякое международное право...
М. Рютте напомнил призыв президента Франции Э. Макрона во время встречи Европейского политического сообщества в г. Копенгаген.1 октября 2025 г. Франция арестовала танкер Boracay, который, по данным The Guardian, входит в российский теневой флот. Boracay шел под флагом Бенина с грузом нефти из России в Индию. 2 октября Э. Макрон призвал лидеров ЕС усилить давление на теневой флот, поскольку это разрушит бизнес-модель экспорта российской нефти, задержка этих судов даже на несколько дней или недель вынудит перестраивать поставки. Правда уже 3 октября судно пришлось отпустить...
М. Рютте назвал теневой флот танкеров новым приоритетом для Европы и НАТО, чтобы отрезать ключевой источник доходов для России.
Тезисы от М. Рютте:
- операция Baltic Sentry (Балтийский часовой) сама по себе уже дорого обходится России, потому что им приходится защищать этот теневой флот больше, чем раньше,
- это добавляет новый логистический слой, которым они не могут по-настоящему управлять,
- так что это действительно вредит им,
- именно так мы должны реагировать на эти гибридные угрозы.
Охота на теневой флот
Напомним, что под теневым флотом Запад понимает танкеры, судовладельцы и операторы которых работают вне западной экосистемы морской транспортировки нефти. В основном, это танкеры возрастом от 15 лет, ходящие под «удобными флагами», пользующиеся услугами страхования от альтернативных страховщиков. Это позволяет обходить санкции против российской, иранской или венесуэльской нефти, в частности, осуществлять экспорт нефти из России вне установленного G7 и их союзниками механизма потолка цен.Поскольку альтернативная логистика составляет реальную конкуренцию греческим и кипрским перевозчикам, а также британским страховщикам, то в Европе теневой флот активно демонизируется, суда этого флота обвиняют в небезопасном судоходстве, манипуляциях с системами AIS и т.п. Несмотря на санкционное давление, работа теневого флота не останавливается, поэтому ЕС, Великобритания и НАТО рассматривают различные варианты осложнения его работы. До прямого блокирования прохода таких судов через Датские проливы дело не дошло, но усложнение логистики российской нефти в Балтийском море НАТО уже организовало.
В начале января 2025 г. была запущена миссия НАТО Балтийский часовой. Формальным поводом стали инциденты с повреждением подводной инфраструктуры в конце 2024 г.: кабеля между Финляндией и Эстонией 25 декабря, а ранее - линий, связывающих Германию с Финляндией и Швецию с Литвой.
Меры против теневого флота Россия объясняет стремлением западных стран сохранить контроль над глобальными морскими маршрутами, использовать административные и силовые рычаги в интересах своих перевозчиков. Президент РФ В. Путин в ходе пленарной сессии Валдая 2 октября 2025 г. назвал захват танкера Boracay актом пиратства. Однако опасения российской стороны в отношении действий Запада против теневого флота гораздо глубже. В августе 2025 г. Служба внешней разведки РФ (СВР) сообщила о поступающих сведениях, согласно которым спецслужбы Великобритании планируют задействовать союзников по НАТО для развертывания массовой облавы на теневой флот, толчок к которой должен дать резонансный инцидент с одним или несколькими танкерами, который может быть реализован силами украинских исполнителей.