Главные тезисы:
Энергоснабжение Дальнего Востока
- по итогам 2023 г. темп роста электропотребления в регионе составляет 3,5%, что превышает общероссийские практически в 2,5 раза, и эта тенденция сохранится;
- в ближайшие 6 лет мы ожидаем прирост на 39% к текущему уровню;
- чтобы покрыть этот дефицит, нам необходимо модернизировать неэффективную генерацию и привлекать инвесторов в рамках КОМ НГО после введения на Дальнем Востоке ценовой зоны;
- есть поручение президента по разработке программы развития электроэнергетики ДФО до 2050 г., мы работаем над ней;
- в энергостратегии Дальний Восток мы выделили в отдельный блок и конкретизировали подходы развития энергетики макрорегиона;
- это полное обеспечение потребностей региона в энергии при минимизации затрат, использование отечественных технологий, кооперация федеральных и региональных органов власти;
- к сожалению, энергосистема Дальнего Востока входит в осенне-зимний период без необходимого резерва генерирующих мощностей, так как пришлось отменить и перенести ряд капитальных ремонтов и проектов модернизации тепловых электростанций;
- такое решение приняли, чтобы оставить максимальный объем оборудования во время периода высоких нагрузок, но это может сказаться на росте аварийности в будущем;
- чтобы снизить риски, мы уже отнесли субъекты ДФО к регионам с высокими рисками в электроэнергетике и реализуем меры по снижению аварийности и повышению надежности тепловой генерации;
- мы также ждем увеличения потока инвестиций в строительство и модернизацию генерирующих объектов, так для инвесторов становится доступна вся палитра механизмов ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности.
Переориентирование поставок энергоресурсов
- сегодня уже можно сказать, что эта цель выполнена;
- в первую очередь это касается нефти и нефтепродуктов, а также угля;
- с природным газом - из-за привязки к трубопроводной инфраструктуре - ситуация чуть более сложная, но работа продолжается;
- также мы прорабатываем новые газотранспортные проекты и наращиваем производство СПГ, что позволит расширить географию экспорта газа;
- теперь наша задача - стабилизация имеющихся показателей, а также гибкое управление экспортом.
Расширение инфраструктуры
- в текущих условиях нам необходимо в первую очередь решить проблему эффективного использования уже созданной портовой инфраструктуры, которая в силу ряда причин сегодня используется на 50-60% от своей реальной мощности.
Топливный рынок
- практика показала, что точечное использование запретов экспорта (бензина – прим. ред.) позволяет при необходимости найти нужный баланс между насыщением внутреннего рынка и загрузкой НПЗ;
- при этом наряду с этим «ручным» инструментом в арсенале правительства остаются и рыночные, такие как демпфер, налоговый маневр, обратный акциз на сырье и др.;
- в совокупности использование этих инструментов и позволяет сбалансировать рынок - не только преодолеть текущие вызовы, но сохранить потенциал для развития отрасли в долгосрочной перспективе;
- кроме того, нефтяные компании поддерживают высокий уровень предложения топлива на бирже, что закладывает долгосрочную основу для стабилизации цен.
Нефтепереработка
- развитие нефтепереработки остается одним из ключевых приоритетов работы Минэнерго;
- более того, у нас продолжается модернизация НПЗ, позволяющая постепенно увеличивать выпуск светлых нефтепродуктов, действует инвестиционная надбавка к обратному акцизу на сырье - важный инструмент поддержки отрасли со стороны государства;
- в современных условиях только НПЗ с высокой долей выпуска светлых нефтепродуктов может быть экономически эффективным, а это требует строительства не только первичных, но и вторичных установок переработки;
- что касается ДФО, то он обеспечивается необходимым объемом топлива из других регионов, поэтому в среднесрочной перспективе существенную роль здесь будет играть эффективность железнодорожной логистики.
Экспорт угля
- российские угольщики в целом адаптировались к санкциям, но работа по увеличению эффективности экспорта угля еще далека от завершения;
- в первую очередь нужно более активно расшивать «узкие места» инфраструктуры РЖД: например, дефицит пропускной способности Восточного полигона оценивается в 130-140 млн т/год, 85-95 млн т из них приходится на уголь;
- кроме того, мы должны переходить на использование инновационных полувагонов, реконструировать инфраструктуру портов и технически перевооружать портовые терминалы, чтобы снизить воздействие на окружающую среду;
- активная работа по увеличению пропускных способностей Восточного полигона уже ведется, 2й этап модернизации по росту его мощности до 180 млн т/год будет завершен в 2024 г.;
- в рамках 3го этапа он вырастет до 270 млн т к 2032 г.
- уже можно констатировать, что благодаря развороту на Восток удалось перенаправить из Европы в дружественные страны более 70 млн т экспорта российского угля;
- к сожалению, сейчас ценовая конъюнктура на мировом рынке не позволяет экспортировать уголь из России с высокой рентабельностью через порты Северо-Запада и Юга;
- с учетом низкой пропускной способности Восточного полигона необходимо стимулировать отгрузки угля в южном и северо-западном направлениях, например, через возврат скидок на тарифы РЖД;
- я уверен также, что нужно продолжить разрабатывать свои высокоэффективные технологии разведки, добычи, переработки, транспортировки и получения электроэнергии из угля.
Куда идет уголь из РФ и какие перспективы
- география поставок уже практически сформировалась: это страны глобального Юга - к ним относят Индию, Китай, Бразилию, Мексику, страны Африки и ряд других, подключился Ближний Восток, есть пробные партии в Латинскую Америку, Северную Африку. Отдельно стоит выделить Турцию;
- в 2023 г. общий объем экспорта угля в страны АСЕАН вырос на 19% до 9,7 млн т;
- в числе основных импортеров - Вьетнам, Индонезия, Малайзия;
- на 49% выросли поставки в Индонезию - с 1,5 млн до 3 млн т, на 25% увеличился экспорт во Вьетнам - до 3,1 млн т, в Малайзию он составил 3,2 млн т;
- мы видим перспективы увеличения экспорта в страны Юго-Восточной Азии, в долгосрочной перспективе рассчитываем на положительную динамику поставок;
- мощности железной дороги на Северо-Западе увеличатся приблизительно до 220 млн т к 2030 г. с нынешних 150 млн т/год, Азово-Черноморское направление - до 152 млн т с 125 млн т;
- к 2030 г. мы частично расширим Восточный полигон, а к 2035 г. завершим эту работу;
- к 2030 г. только на восточном направлении он превысит 200 млн т;
- на юге хотелось бы иметь возможность везти по железной дороге порядка 60 млн т, что фактически соответствует мощности терминала в Тамани;
- что касается Северо-Запада, то с учетом новых рынков и поставок в Азию - он может составить более 100 млн т;
- что касается портовых мощностей, то они находятся в профиците: только по углю на Северо-Западе он составляет 45 млн т, а учитывая мощности порта Лавна - 63 млн, на юге - 23 млн, на Дальнем Востоке 35 млн;
- более того, много проектов еще находятся в стадии строительства;
- совокупно сейчас порты на юге загружены на 58%, на Северо-Западе - на 49%, Дальнем Востоке - на 76%;
- считаю, что лидером по закупкам российского угля к 2030 г. станет Индия, а еще через 20 лет основная доля закупок будет приходиться на Юго-Восточную Азию (Тайвань, Вьетнам и др.)
Экспорт угля в Китай
- по итогам 1го полугодия экспорт угля из РФ в Китай снизился на 8%, до 45,5 млн т;
- сейчас мы находимся на плато, резкого роста не ожидается;
- сказываются как введенные Китаем пошлины на российский уголь, так и падение мировых цен и возросшие за последние пару лет логистические и производственные затраты угольщиков, плюс Китай пытается устранить дисбаланс в энергетике за счет инвестирования в ВИЭ;
- поэтому по энергоуглю экспорт в 2025 г., скорее всего, просядет, а вот по коксующемуся ситуация может оказаться лучше, он важен для металлургии;
- но спрос на него будет зависеть от темпов развития китайской экономики;
- плюс экспорт коксующегося угля будет смещаться на рынок Индии, где идет сильная урбанизация и растет спрос на продукцию металлургии;
- с 2025 г. рассчитываем на рост поставок в Китай, скорей всего, до уровня не менее 100 млн т/год.
Поддержка угольной отрасли государством
- смысл курсовой экспортной пошлины - в изъятии сверхприбыли экспортеров из-за снижения курса национальной валюты;
- ключевое слово здесь – сверхприбыль;
- безусловно, такие фискальные меры негативно влияют как на угольную промышленность в целом, так и на структуру экспорта угля;
- поэтому взвешенная донастройка механизмов налогообложения, которая бы делалась с учетом фактической конъюнктуры, критично важна для российских компаний, которые оказались под самыми жесткими санкциями;
- мы занимаемся донастройкой фискальных механизмов, например, работаем с ведомствами по расширению на коксующийся уголь моратория на экспортную пошлину (который действует до ноября для энергоугля и антрацита);
- кроме того, с 1 января вступает в силу надбавка на НДПИ на уголь;
- при этом мы добились корректировки цен отсечения по экспортной стоимости угля, что в итоге выводит уголь из-под угрозы изъятия дополнительных сборов по НДПИ;
- мы обсуждаем также и вопрос о снижении тарифов РЖД, например, через возврат понижающих коэффициентов - 0,4 (на дальность) и 0,895 (на энергетический уголь) и дополнительную скидку в 12,8% для перевозки угля в направлении портов Юга и Северо-Запада.