Летом 2024 г. впервые в Арктику отправились сразу 3 ледокола.
Флагманское исследовательское ледокольное судно Xue Long 2 ( Снежный дракон 2):
- введено в эксплуатацию в 2019 г.;
- срок строительства - 3 года;
- технические характеристики и гл. размерения:
- длина - 122,5 м, ширина - 22,3 м, осадка - 8,3 м при полной загрузке,
- водоизмещение - 14 300 т,
- дизель-электрическая силовая установка с двумя 8-цилиндровыми и двумя 12-цилиндровыми судовыми двигателями, оба Wärtsilä 32 серии, приводящие в действие 2 двигательные установки Azipod мощностью 7,5 МВт,
- скорость - до 15 узлов на открытой воде и 3 узла при взламывании льда,
- ледовый класс - полярный класс А3,
- ледопроходимость - лед толщиной до 1,5 метров при движении как вперед носом, так и назад кормой;
- начало многомесячной экспедиции - в начале июля 2024 г.;
- маршрут: Китай - Берингов пролив - более 2 недель находилось в водах Чукотского моря и морей Бофорта к северу от Аляски - центральная часть Северного Ледовитого океана.
Ледокол Zhong Shan Da Xue Ji Di (Полярный университет Сунь Ятсена):
- построен в 1983 г. как ледокольное буксирно-буксирное судно снабжения Ikaluk для BeauDril для для обеспечения разведки нефти на шельфе в море Бофорта;
- технические характеристики и гл. размерения:
- водоизмещение - 5050 т.
- длина - 78,85 м, ширина - 17,22 м,
- осадка - 9,7 м ,
- ледовый класс - CASPPR Арктический класс 4.
- имел многих владельцев: в 1998 г. даже работал на сахалинских нефтяных месторождениях как судно обеспечения Смит Сибу;
- с 2021 г. управляется Университетом Сунь Ятсена;
- отправился в плавание по аналогичному маршруту в конце июля 2024 г.,
- в настоящее время находится в море Бофорта, в 200 морских милях от г. Уткиагвика - самого северного города штата Аляска, расположенного примерно в 500 км к северу от Полярного круга.
Новейшее арктическое ледокольное судно Джи Ди (Полярный):
- построено на верфи Гуанчжоу;
- ввод в эксплуатацию - июнь 2024 г.;
- срок строительства - 2 года;
- технические характеристики и гл. размерения:
- длина - 89,95 м, ширина 17,8 м,
- осадка - 5,5 метра;
- водоизмещение 5600 т,
- экипаж и ученые - 60 человек,
- дальность плавания - 14 000 морских миль (26 000 км),
- автономность - 80 дней,
- дизель-электрическая двигательная установка с 4 главными дизель-генераторами и 2 азимутальными подруливающими устройствами ABB Azipod мощностью 3,2 мегаватта;
- скорость: на открытой воде - 15 узлов (28 км/ч),
- ледопроходимость - лед толщиной 1 метр со скоростью от 1,5 до 2 узлов,
- ледовый класс - полярный класс 6;
- управляется Государственным управлением океанических исследований Китая;
- 5 августа 2024 г. вышло из Циндао, направляясь в Арктику;
- на этой неделе достигло Берингова пролива и в настоящее время действует к западу от г. Ном (Аляска).
Ледокольное исследовательское судно, Tan Suo San Hao (Открытие 3):
- спущено на воду ранее в 2024 г.;
- строится на верфи Гуанчжоу;
- ввод в эксплуатацию - начало 2025 г.;
- технические характеристики и гл. размерения:
- длина - 104 м, ширина 19,7 м,
- осадка - 5,5 метра;
- водоизмещение 10000 т,
- экипаж и ученые - 80 человек,
- дизель-электрическая двигательная установка с 4 шестицилиндровыми главными дизель-генераторами Wärtsilä 6L32 мощностью 3000 киловат и 2 азимутальными подруливающими устройствами ABB Azipod DI1400 мощностью 4,5 мегаватт;
- способно использовать китайские глубоководные исследовательские подводные аппараты Striver, Deep Sea Warrior и Jiaolong,
- Лунный бассейн размером 6 на 4,8 метра позволяет развертывать и восстанавливать автономные подводные аппараты в покрытых льдом водах,
- скорость: на открытой воде - 16 узлов (30 км/ч),
- ледопроходимость - лед толщиной 1,2 м со скоростью 2 узла,
- ледовый класс - полярный класс 4;
- будет эксплуатировать - Китайский институт глубоководных наук и инженерии Академии наук Китая.
Россия
Россия продолжает обновлять и расширять ледокольный флот.В эксплуатацию введены 3 новых атомных ледоколов за последние 4 года, еще 3 - в стадии строительства.
Боевой ледокол Иван Папанин:
- в настоящее время проводит заводские испытания;
- был заложен в 2017 г.;
- ввод в состав Северного флота РФ - конец 2024 г.
США
Береговая охрана США объявила 14 августа 2024 г. об отправке купленного на коммерческой основе ледокола Айвик в порт г. Джуно, административный центр штата Аляска.На ледоколе Healy начался ремонт после очередного пожара, что прервало его летнее арктическое патрулирование.
А 50-летний Polar Star проходит программу продления срока службы в штате Калифорния.
Строительство нового ледокола займет до 8 лет.