USD 98.3657

+0.41

EUR 104.2901

+0.04

Brent 72.6

+0.62

Природный газ 2.947

-0.06

6 мин
...

Россия на COP28. Климатические инициативы остаются в силе

Несмотря на то, что актуальность климатической повестки для России снизилась, климатические инициативы свернуты не были и активно продвигаются на международных площадках.

Россия на COP28. Климатические инициативы остаются в силе

Источник: COP28

Москва, 11 дек - ИА Neftegaz.RU. К 2030 г. Россия сократит выбросы на 30% от уровня 1990 г., займет 20% мирового рынка водорода и удвоит установленную мощность генерации на базе возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Об этом 10 декабря 2023 г. на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) сообщил первый замминистра экономического развития РФ И. Торосов.

Целевой сценарий низкоуглеродного развития в деле

И. Торосов подтвердил намерение России к 2060 г. достичь углеродной нейтральности.
К 2030 г. Россия сократит выбросы на 30% от уровня 1990 г., к 2050 г. - на 80%, что примерно соответствует 930 млн и 2,46 млрд т углекислого газа.
Тезисы от И. Торосова:
  • мы сократим выбросы на 30% от уровня 1990 г. к 2030 г. и на 80% к 2050 г.
  • Россия стремится к более амбициозным целям в климатической политике, чтобы до 2060 г. достичь углеродной нейтральности,
  • Россия ответственно подходит к собственной роли в глобальной климатической повестке, выполняя все взятые на себя обязательства в рамках международных соглашений,
  • нам удалось перевыполнить обязательства по Киотскому протоколу, а также удержаться в пределах целевого показателя на 2020 г. в рамках Парижского соглашения.
Для реализации Стратегии низкоуглеродного развития правительство определило целевой сценарий, позволяющий обеспечить глобальную конкурентоспособность и устойчивый экономический рост.
Этот сценарий предусматривает введение мер по декарбонизации каждого углеродоемкого сектора экономики, включая энергетику, промышленность, транспорт и сельское хозяйство.

Напомним, правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. в ноябре 2021 г.
Стратегия содержит 2 сценария инерционный и взятый за основу целевой (интенсивный) сценарий.
В целевом сценарии ожидается снижение энергетического экспорта с 2030 г. на 2,1% в реальном выражении ежегодно по 2050 г., в том числе за счет переориентации на продукцию высокого передела и реализации мер по повышению конкурентоспособности российского энергетического экспорта на внешних рынках.
Минэкономразвития РФ ожидает, что спрос на продукцию топливно-энергетического комплекса в России к 2050 г. снизится.
Тезисы от И. Торосова:
  • снижение спроса на продукцию топливно-энергетического комплекса ожидается к 2050 г.,
  • это позволит открыть новые рынки для низкоуглеродной продукции,
  • российская экономика, в т.ч. энергетический сектор, уже сейчас в значительной степени использует низкоуглеродные источники,
  • кроме того, правительство сосредоточено на развитии новых высокоэффективных производств и продукции с высокой добавленной стоимостью.

Устойчивое финансирование и углеродные единицы

С момента утверждения таксономии зеленых и адаптационных проектов в 2021 г., российский рынок финансирования в области устойчивого развития достиг 461 млрд руб.
Также с 1 сентября 2022 г. в России начал функционировать реестр рынка углеродных единиц, участники которого могут регистрировать климатические проекты, выпускать углеродные единицы в обращение и проводить с ними сделки.
На данный момент уже выпущено 87,5 тыс. углеродных единиц, из них реализовано 3,7 тыс.
Тезисы от И. Торосова:
  • зеленая таксономия действует в России с 2021 г., когда были сформированы критерии устойчивых проектов и требования к системе верификации,
  • за это время объем верифицированного по национальным стандартам финансирования превысил 455 млрд руб.,
  • в общей структуре устойчивого финансирования:
    • 346 млрд руб. приходится на зеленые облигации,
    • 110 млрд руб. - на зеленые кредиты,
    • 5 млрд руб. - на адаптационные кредиты.
  • объем облигационных займов, размещенных в секторе устойчивого развития Московской Биржи, достиг 375 млрд руб.,
  • на сегодняшний день в реестре углеродных единиц зарегистрировано 8 климатических проектов, которые, в частности, предполагают переход с угля на природный газ, производство энергии из возобновляемых источников, модернизацию оборудования или оптимизацию технологических процессов, высадку деревьев на Сахалине,
  • к настоящему времени выпущены 87,5 тыс. углеродных единиц, из которых 3,7 тыс. реализованы на рынке, еще 52 млн углеродных единиц планируется выпустить в обращение,
  • правительство планирует освободить компании от уплаты налога на добавленную стоимость при проведении операций в реестре углеродных единиц.

Водород и ВИЭ

Россия планирует наращивать производство низкоуглеродного водорода - к 2030 г. его составит не менее 550 тыс. т/год.
Установленная мощность ВИЭ-генерации в России будет удвоена.
Тезисы от И. Торосова:
  • мы развиваем экспортный сектор по производству водорода и намерены к 2030 г. занять 1/5 часть мирового рынка,
  • к 2030 г. объем производства низкоуглеродного водорода в России составит не менее 550 тыс. т/год,
  • в настоящее время в разработке находятся более 40 проектов по производству низкоуглеродного водорода, локализованных в Сибири, Северо-Западном федеральном округе и на Дальнем Востоке,
  • к 2030 г. доля зеленой энергетики в России увеличится до 39,7% по сравнению с 37,8% в 2023 г., половина прироста будет обеспечена за счет удвоения производства из ВИЭ,
  • на данный момент совокупная установленная мощность ВИЭ в России составляет 6,04 ГВт, включая объекты в изолированных энергосистемах и собственную генерацию промышленности.
  • Россия намерена увеличить мощности ВИЭ с 6 до 12 ГВт к 2030 г.,
  • в стадии реализации уже находятся 110 проектов общей мощностью 4 ГВт, в ближайших планах - увеличение мощности на 2 ГВт за счет отбора новых проектов,
  • объем гарантированного государством возврата инвестиций в рамках ДПМ ВИЭ - 175 млрд руб.

COP28 и Россия

Напомним, что COP28 проходит в Дубае (ОАЭ) с 30 ноября по 12 декабря 2023 г.
На конференции была предпринята очередная попытка договориться о мерах по борьбе с мировым климатическим кризисом, однако единых подходов и общей позиции в отношении того, кто и как должен нести основную ответственность за преодоление этого кризиса, сформировано не было.
На COP28 было объявлено о начале работы Фонда возмещения потерь и ущерба развивающимся странам (Loss and Damage Fund), который поможет развивающимся странам компенсировать потери, связанные с изменением климата.
Резолюция о создании фонда была принята в 2022 г. на саммите COP27 в Египте, обсуждения деталей работы фонда шли в течение всего 2023 г.
В 1й день COP28 правительства ряда стран сделали первоначальные взносы в новый фонд:
  • ОАЭ- 100 млн долл. США,
  • Великобритания - 51 млн долл. США,
  • США - 17,5 млн долл. США, Япония - 10 млн долл. США,
  • ЕС - 245,3 млн долл. США, включая 100 млн долл. США от Германии.
Платежи в фонд вносятся на добровольной основе, у всех развивающихся стран будет право на прямой доступ к ресурсам, временным распорядителем фонда будет Всемирный банк.
Россия думает об участии в этом фонде, но ключевым фактором для принятия решения станет гарантия доступа к управлению ресурсами, которые аккумулируются в фонде.
В целом финальный масштаб, механизм пополнения, сумма будущих вложений фонда на COP28 обозначены не были.
Вместе с символическими суммами вложений в сравнении с масштабами климатических проблем в развивающихся странах, заявленные вложения не смогут покрыть огромные предстоящие расходы.

Россия активно участвует в COP28, российскую делегацию на конференции возглавляет спецпредставитель президента по вопросам климата Р. Эдельгериев.
Росатом на полях конференции провел День атомных станций малой мощности (День АСММ).
Площадку COP28 Россия использует для трансляции своих взглядов на решение мирового климатического кризиса.
Тезисы от замминистра экономического развития РФ В. Ильичева:
  • мы считаем недопустимым введение односторонних ограничительных мер в отношении финансирования и передачи технологий в области развития, а также проектов с низким уровнем выбросов, обеспечивающих достижение климатических целей,
  • передовые климатически нейтральные технологии должны быть доступны всем странам,
  • странам необходимо предоставить право самостоятельно выбирать меры по смягчению последствий изменения климата в соответствии с их конкретными национальными возможностями,
  • мы выступаем за технологическую нейтральность - подход, который не зависит от технологий и предполагает использование различных решений по декарбонизации.
Глава Минфина РФ А. Силуанов подчеркнул, что позиция Россия заключается в том, что нельзя решать климатические вопросы одних стран за счет других.

Несмотря на то, что за последние 1,5 года актуальность климатической повестки для России отошла на второй план под влиянием других факторов, климатические инициативы свернуты не были.
Ключевыми аспектом здесь послужило то, что дружественные страны и основные партнеры России в международной торговле, в первую очередь, покупатели энергоресурсов, остаются в рамках текущей климатической повестки.
Кроме того, многие технологии декарбонизации, в первую очередь, водородные технологии сложны и на данный момент слабо проработаны.
Остановка работы в данном направлении означает отставание в технологическом плане и неготовность в случае актуализации климатической повестки для России или ее крупнейших торговых партнеров.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram