Об этом 15 ноября 2023 г. пишет Financial Times (FT) со ссылкой на источники, осведомленные о переговорах в Брюсселе.
Потолок цен в Датских проливах
Согласно публикации FT:- Дании будет поручено инспектировать и потенциально блокировать танкеры с российской нефтью в соответствии с новыми планами ЕС,
- Дания будет нацелена на танкеры, проходящие транзитом через Датские проливы без западной страховки,
- эти действия будут осуществляться в соответствии с законами, разрешающими государствам проверять суда, представляющие по мнению властей, угрозу окружающей среде,
- по мнению официальных лиц ЕС, требование надлежащего страхования от авторитетных фирм, оправдано, учитывая, что многие поставки российской нефти осуществляются теневым флотом - старыми танкерами, которые имеют более высокую вероятность поломки или разлива, что чревато крупной экологической катастрофой,
- Конвенция ООН по морскому праву, которая регулирует морское судоходство, включает положения, позволяющие государствам возбуждать разбирательство, включая задержание судна, при наличии четких объективных доказательств того, что судно представляет серьезную угрозу прибрежным районам,
- на данный момент проверки ведутся очень нерегулярно,
- Командование обороны Дании не проверяет документы или суда, проходящие через проливы, если только это не связано с безопасностью на море,
- в перспективе реализуемость этой инициативы зависит от способности военно-морских властей Дании останавливать и проверять танкеры, и поднимает вопрос о действиях в случае отказа судна остановиться.
Эту инициативу начали прорабатывать после того, как западные официальные лица признали, что почти ни одна из поставок российской нефти морским транспортом в октябре 2023 г. не была осуществлена ниже потолка цен в 60 долл. США/барр.
Напомним, что потолок цен на перевозимую морем российскую нефть был введен Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) 5 декабря 2022 г. синхронно с эмбарго ЕС, а 5 февраля 2023 г. был установлен потолок цен на нефтепродукты.
Потолок цен реализован в виде запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.
В июле 2023 г. нефть Urals пробила потолок и с тех пор торгуется выше его уровня, однако первые санкции последовали лишь в октябре, когда Минфин США ввел санкции в отношении турецкой Ice Pearl Navigation и эмиратской Lumber Marine, а также 2 танкеров, обвиняемых в перевозке грузов, проданных по ценам выше 60 долл. США/барр., - SCF Primorye и YasaGolden Bosphorus.
FT пишет, что все большее число танкеров, перевозящих российскую нефть, подозревается в использовании фальсифицированных финансовых отчетов или незападной страховки.
По данным Reuters, США готовятся к ужесточению санкций, Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) направило компаниям-судовым операторам запрос о 100 танкерах, которые могли перевозить российскую нефть в нарушение потолка цен.
Глава ЕК У. фон дер Ляйен пообещала предпринять дальнейшие действия по ужесточению ограничения цен на нефть.
ЕС, в частности, возвращается к теме экологической безопасности и проверок судов, следующих через Датские проливы.
Тему ненадежности используемых Россией страховок ранее активно педалировали западные страховщики и трейдеры, указывая на то, что менее проверенные страховщики из незападных стран могут не столь ответственно подойти последствиям разливов, а в худшем случае за ликвидацию аварийного разлива нефти (ЛАРН) вообще никто не будет платить.
Правда в этом случае, было не совсем понятно, что сильнее беспокоит западных страховщиков - экологические риски или потеря доходов в связи с выстраиванием Россией альтернативной экосистемы перевозок нефти.
Однако от жестких мер ЕС, как и США, в течение достаточно долгого времени воздерживался, опасаясь резкого роста нефтяных цен.
Сейчас ЕС планирует ужесточить контроль за судами, проходящими через Датские проливы.
Также ЕС рассматривает другие меры в рамках 12го пакета санкций, который будет обсуждаться государствами-членами на этой неделе.
Предлагаемые меры нацелены на судоходные компании, продающие свои старые суда, которые впоследствии входят в состав российского теневого флота.
Также планируются меры в отношении страны, которые позволяют этим судам ходить под своим национальным флагом.
Россию запирают в Балтийском море?
Напомним, что Датские проливы представляет собой систему проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами, соединяющая Балтийское море с Северным.В систему входят проливы Малый Бельт, Большой Бельт, Эресунн, Каттегат и Скагеррак.
Их блокировка означает прерывание маршрутов, соединяющего порты Балтийского моря с портами мирового океана.
Между тем, российская нефть, поставляемая через Балтийское море, составляет примерно 60% от общего объема российского экспорта нефти морским путем.
Объем российской нефти, проходящей транзитом через Датские проливы, эквивалентен примерно 2 млн барр./сутки, или 3 танкерам типоразмера Aframax.
За последнее время это не первый призыв закрыть выход из российских портов на Балтике.
После повреждения 8 октября 2023 г. морского газопровода-интерконнектора Balticconnector, соединяющего газотранспортные системы (ГТС) Эстонии и Финляндии, президент Латвии Э. Ринкевичс призвал закрыть Балтийское море для всех российских судов.
Э. Ринкевичс сделал оговорку о том, что делать это следует в случае установления ответственности России за повреждение газопровода, одновременно оговорившись, что причастность какой-либо другой страны маловероятна.
До предметных обсуждений подобной инициативы странами НАТО дело не дошло, т.к. для России подобная блокировка означает casus belli.
Официально с российской стороны каких-либо жестких заявлений не последовало, пресс-секретарь президента РФ Д. Песков лишь отметил, что угрозы для РФ являются неприемлемыми.