Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) прекратила импорт венесуэльской нефти в августе 2019 г. после того, как власти США ужесточили санкции в отношении Венесуэлы.
Венесуэльская нефть продолжала попадать в Китай через трейдеров, которые переименовывали венесуэльский сорт нефти в малайзийскую нефть.
Подробности:
- начало операций датируется ноябрем 2020 г.;
- венесуэльскую нефть перевозит China Aerospace Science and Industry Corp (CASIC);
- флот - 3 нефтеналивных танкера типоразмера VLCC Xingye, Yongle, Thousand Sunny, что следует из графиков погрузки PDVSA и отслеживанием судов Vortexa и Refinitiv.
CASIC приобрела танкеры у PetroChina в 2020 г., вскоре после того, как PetroChina взяла их под свой контроль после судебного спора с PdVSA по поводу активов, связанных с банкротством совместного предприятия. В 2020 г. PetroChina - дочка CNPC, передала суда, но отказалась сообщить, кому; - привезенная нефть хранится на нефтебазе, расположенную в г. Нинбо на восточном побережье, которую CASIC также приобрела у PetroChina;
- венесуэльская нефть, полученная CASIC, отгружается в порту Хосе фирмой Cirrostrati Technology Co Ltd, не имеющей опыта в торговле нефтью, но выступающей в качестве посредника только для этих партий нефти;
- по данным Eikon, 3 нефтеналивных танкера CASIC загружаются в Венесуэле с активированными транспондерами, что позволяет отслеживать их третьей стороной;
- CASIC приняла 13 танкерных партий, в тч. 2 танкера, которые должны прибыть в Китай в сентябре, согласно графикам погрузки венесуэльской PdVSA и данным отслеживания танкеров от Refinitiv и Vortexa Analytics:
- общим объемом около 25 млн барр. нефти,
- стоимостью около 1,5 млрд долл. США по формульным ценам на венесуэльскую нефть флагманского сорта Merey,
- на китайской таможне партии нефти были объявлены сырой нефтью без указания происхождения;
- эти поставки строго соответствуют правительственному мандату, в соответствии с которым CASIC была назначена для поставок нефти в качестве оплаты для погашения долга Венесуэлы Китаю;
- нефть, поставляемая CASIC, потребляется независимыми НПЗ Китая, в тч по цене на 8 долл. США/барр. ниже базовой цены на нефть сорта Brent, по сравнению со скидкой более 30 долл. США/барр на нефть аналогичного качества, поставляемую на экспорт в Малайзию.
- сотрудничество отвечает текущим потребностям Венесуэлы, а также соответствует гуманитарным принципам.
- Китай выступает против односторонних санкций США и юрисдикции с длинными руками.
Все деньги от выручки остаются в Китае.
МИД Венесуэлы отвечает за процедурные вопросы и отчетность.
По словам аналитика Vortexa, которая отслеживает такие потоки:
- поставки увеличили общий объем поставок венесуэльской нефти в Китай примерно до 420 тыс. барр./сутки в период с января по июль этого года,
- это эквивалентно примерно 3% потребления в Китае.
Долг платежем красен
Долг Венесуэлы датируется 2007 г., эпохой У. Чавеса, когда страна заняла у Китая более 50 млрд долл. США в рамках сделок по предоставлению займов в обмен на нефть.Неясно, какая часть долга Венесуэлы остается непогашенной.
В августе 2020 г. власти Китая согласился продлить льготный период для займов на сумму 19 млрд долл. США, но Китай и Венесуэла не сообщили, закончился ли этот период.
Китай, крупнейший в мире покупатель нефти, извлекает хорошую выгоду от санкций США против стран:
- последние несколько лет получает более дешевые поставки нефти из Ирана и Венесуэлы,
- в последние месяцы увеличил импорт из России.
Поставки CASIC являются исключением, без квот и попадают в Китай по специальному зеленому каналу.
Почему CASIC
CASIC, которая начала работу в 1956 г. как подразделение оборонных исследований, разработавшее первую китайскую ракету, за 10- летия превратилась в оборонный конгломерат, специализирующийся на космических технологиях. Она была выбрана для работы в нефтегазе, потому что она политически сильна и имеет глобальные финансовые возможности, что делает ее менее уязвимой для санкций.
Согласно веб-сайтам компании, с 2015 г. компания сотрудничает с государственными нефтяными гигантами, включая CNPC и Sinopec, в производстве нефтяного оборудования, цифровых технологиях и зарубежных проектах.