USD 97.955

+0.12

EUR 104.8522

-0.6

Brent 71.8

-0.17

Природный газ 2.943

0

5 мин
...

С. Лавров: российские компании готовы участвовать в развитии энергетического сектора Ливана и в восстановлении порта Бейрут

Речь идет о проектах НОВАТЭКа и Роснефти в Ливане

С. Лавров: российские компании готовы участвовать в развитии энергетического сектора Ливана и в восстановлении порта Бейрут

Источник: МИД РФ

Москва, 22 ноя - ИА Neftegaz.RU. Россия надеется, что новое правительство Ливана положит конец затяжному кризису, а российские компании готовы помочь в развитии энергетического сектора страны и в восстановлении порта Бейрут.
Об этом глава МИД РФ С. Лавров заявил 22 ноября 2021 г. по итогам встречи со своим ливанским коллегой А. Бу Хабибом, состоявшейся в г. Москва.

Тезисы от С. Лаврова:
  • у нас есть надежда и основание полагать, что премьер-министру и его команде удастся решить задачи стабилизации ситуации в стране, вывести ее из затяжного социально-экономического кризиса,
  • Ливан не должен кем бы то ни было рассматриваться в качестве объекта внешнего вмешательства,
  • такие попытки делаются, причем в самых разных направлениях,
  • мы убеждены, что это губительно и для ливанского государства, и для региональной обстановки,
  • Ливан не должен быть полем для сведения счетов между третьими государствами,
  • мы против того, чтобы страна была заложником кризиса в соседней Сирии.

Экономический блэкаут

Социально-экономический кризис разразился в Ливане 2 года назад.
В стране не прекращаются протесты и забастовки в связи со сложной экономической ситуацией, ростом цен и безработицей.
По оценкам Всемирного банка, Ливан переживает один из худших в мировой истории экономических кризисов.

На это наложился политический кризис, который обострился в августе 2020 г. после катастрофического взрыва в морском порту Бейрута.
Правительство Ливана во главе с Х. Диабом тогда было вынуждено уйти в отставку.
Компромиссный премьер-министр М. Адиб не смог сформировать правительство, в связи с чем парламент Ливана попросил вернуться С. Харири, ушедшего с поста премьер-министра за год до этого на фоне народных волнений.

Однако С. Харири также не смог сформировать правительство из-за разногласий с президентом Ливана М. Ауном.
Новое правительство Ливана во главе с премьер-министром Н. Микати было сформировано в сентябре 2021 г., получив поддержку Хезболлы.

Диагноз: «дестабилизирован»

Наследие правительству Н. Микати досталось сложное - на сентябрь-октябрь пришелся пик энергетического кризиса в Ливане.
Из-за обвала местной валюты поставки топлива в страну осуществляются крайне нестабильно.
Суда с нефтью отказывались заходить в порты страны, пока они не получат оплату, причем только в долларах США.

Это окончательно дестабилизировало внутренний рынок топлива Ливана, а также привело к серьезным перебоям с электроснабжением.
Помощь Ливану в поставках нефтепродуктов оказал Иран, причем во избежание санкций США поставки иранского топлива ведутся через сирийский порт Банияс и далее бензовозами через сухопутную границу в Ливан.

Через Сирию ранее в Ливан поставлялся газ по газопроводу из Египта, обеспечивая работу ТЭС страны.
Однако из-за войны в Сирии газопроводы в течение многих лет не эксплуатировались и нуждаются в инспекции, а возможно и в ремонте.
В связи с этим ситуация в Сирии для Ливана крайне чувствительна.

Жизнь после взрыва

В ходе встречи С. Лавров передал А. Бу Хабибу спутниковые снимки, связанные со взрывом порта Бейрут.
Материалы космической съемки и спутниковые снимки были подготовлены Роскосмосом и переданы Ливану по просьбе правительства страны.

Напомним, что взрыв в порту Бейрут произошел 4 августа 2020 г., тогда сдетонировало 2750 т аммиачной селитры, конфискованной таможенными службами в 2014 г. и хранившейся на складе.
Были уничтожены или повреждены сотни домов, погибли не менее 280 человек, более 6 тыс. получили ранения.

Общий ущерб от взрыва правительство страны оценило в 15 млрд долл. США, что стало неподъемной суммой для переживающего кризис Ливана.
Непосредственно порту был нанесен ущерб в 350 млн долл. США.
В настоящее время порт Бейрут частично восстановил свою работу, но его возможности по приему грузов сильно ограничены.

С. Лавров сообщил, что в ходе переговоров с А. Бу Хабибом обсуждались перспективы возможного участия российских экономических операторов в восстановлении инфраструктуры, которая была разрушена в результате взрывов в порту Бейрута.
Учитывая экономические сложности Ливана, реконструкция порта Бейрут будет вестись с привлечением партнеров по модели строительства - управления - передачи (Build-Operate-Transfer, BOT).

Это означает, что построившая объект сторона получит возможность эксплуатировать порт Бейрут в течение определенного срока, по истечении которого объект передается государству.
Учитывая, что Бейрут входит в число 10 важнейших морских портов Средиземного моря, интерес к реконструкции порта проявляли такие страны как Китай, Франция, Германия, Турция, Кувейт и др.
Понятно, что России такое партнерство также было бы интересно.

Рука помощи от Роснефти и НОВАТЭКа

Кроме того, главы МИД России и Ливана обсудили вопросы деятельности российских компаний Роснефть и НОВАТЭК по развитию ливанского энергетического сектора.
В т.ч. речь шла о бурении на континентальном шельфе Ливана, чем занимается НОВАТЭК, и развитии терминала хранения нефтепродуктов, которым владеет Роснефть, в порту Ливана.
НОВАТЭК вошел в Ливан в январе 2018 г. в составе возглавляемого TotalEnergies консорциума, в котором также участвовала Eni.

Тогда Ливан по итогам 1го лицензионного раунда подписал с консорциумом соглашения о разведке и добыче на Блоках 4 и 9 на шельфе Средиземного моря.
Однако Блок 9 находится на территории, которая долгие годы является предметом спора между Ливаном и Израилем по поводу демаркации морской границы в Средиземном море.
Этот район, как и все Восточное Средиземноморье, считается перспективным на месторождения газа, что уже подтверждено крупными открытиями на шельфе Израиля, Кипра и Египта.

В настоящее время Ливан и Израиль возобновили переговоры по демаркации границы, 14 ноября 2021 г. ливанский сайт Аль-Анбаа и израильская корпорация Кан со ссылкой на дипломатические источники сообщили о достижении договоренности по этому вопросу, но вопрос о сроках подписания соглашения остается открытым, поскольку Ливан вынужден считаться с позицией Хезболлы и Ирана.
Если это соглашение будет подписано, то консорциум, в который входит НОВАТЭК, может спокойно продолжать геологоразведочные работы (ГРР) на шельфе Ливана.

Разведочное бурение планировалось еще в 2019 г., но было отложено из-за пандемии COVID-19 и дестабилизации ситуации в Ливане.
Тем не менее, в феврале-мае 2020 г. разведочное бурение было проведено на Блоке 4 на глубине воды в 1550 м, протяженность скважины составила 4076 м.
Таким образом у НОВАТЭКа появились компетенции по ультраглубокого бурения в Средиземном море и этот опыт компания намерена расширять.
С. Лавров сообщил, что НОВАТЭК планирует бурить очередную скважину на шельфе Ливана в начале 2022 г.

Роснефть в конце января 2019 г. договорилась с Министерством энергетики и водных ресурсов Ливана о передаче в операционное управление нефтетерминала по хранению нефтепродуктов в г. Триполи, крупнейшем порту на севере Ливана.
Терминал передается в управление Роснефти на 20 лет.
Под данный проект Роснефть в феврале 2020 г. создала дочку Levante Storage S.A.R.L. для операций по хранению нефти и нефтепродуктов в Ливане.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram