В ходе встречи обсуждался широкий спектр вопросов, но одним из главных тем стала газовая.
Так, речь шла о транзите газа по газотранспортной системе Украины (ГТС) после истечения срока действия существующего транзитного контракта между Газпромом и Нафтогазом 1 января 2020 г., а также об имплементации Германией поправок к газовой директиве ЕС.
По транзиту газа через Украину Х. Маас напомнил о договоренностях между канцлером ФРГ А. Меркель и президентом РФ В. Путиным.
Ранее А. Меркель в разговоре с В. Путиным отметила важность реализации газового транзита через Украину и российский президент в связи с этим дал ей некоторые обещания.
Сейчас наступает период реализации этих обещаний.
Х. Маас признал, что есть еще много проблем, которые надо решить, но в целом настрой оптимистичный и министр уверен, что в будущем транзит российского газа через Украину сохранится и после 2019 г.
Оптимизм Х. Мааса диссонирует с общим осторожным настроем по поводу переговоров, которые идут по газовому вопросу в 3-стороннем формате Россия - Украина - ЕС.
На последней встрече 28 октября 2019 г. обозначились подвижки по ряду моментов, таких как сроки контракта, правила, по которым он будет заключен, и объемы транзита.
Однако основные разногласия связаны с пакетным предложением России по решению газового вопроса, включающим прямые поставки газа на Украину и мировое соглашение по судебным спорам между Газпромом и Нафтогазом.
Нафтогаз насчитал 22 млрд долл. США претензий к Газпрому и отказ от своих требований считает неприемлемым.
В. Путин 14 ноября 2019 г. признал существования риска прекращения транзита российского газа через территорию Украины с 1 января 2020 г.
3-сторонние консультации по транзиту газа на техническом уровне между Россией, Украиной и ЕК пройдут 20 ноября 2019 г.
Напомним, что 14 ноября 2019 г. Бундестаг принял законопроект, который привел национальное энергетическое законодательство Германии в соответствие с обновленной газовой директивой ЕС.
Сами поправки к газовой директиве ЕС вступили в силу 23 мая 2019 г., они предусматривают распространение норм 3го энергопакета ЕС на газопроводы (включая морские) между государствами-членами ЕС и странами, не входящими в ЕС.
Это означает, что под требования 3го энергопакета (разделение компаний-поставщиков газа и транспортирующих компаний, доступ к газопроводу сторонних поставщиков и др.) попал бы и магистральный газопровод (МГП) Северный поток-2, что означает его неполную загрузку и снижение экономической эффективности.
Однако Бундестаг сделал оговорку, что из-под действия новых правил освобождаются газопроводы, построенные до 24 мая 2020 г., т.е. Северный поток-2, если будет достроен до этой даты, не попадет под ограничения.
Такая гибкая имплементация вызвала беспокойство у Украины, для экономики которой обходные газопроводы, такие как Северный поток-2 и Турецкий поток, несут существенные риски.
Помимо газового вопроса собеседники обсудили состояние и перспективы развития отношений по другим направлениям.
В частности, речь шла об урегулировании на Донбассе.
В. Зеленский проинформировал министра о ситуации с безопасностью на Донбассе, а также выразил надежду, что запланированная на 9 декабря 2019 г. встреча в Нормандском формате откроет путь к мирному урегулированию конфликта.
Со своей стороны Х. Маас отметил, что настал удобный момент для решающих шагов в урегулировании украинского кризиса.
Кроме того, обсуждались вопросы практического сотрудничества сторон в контексте реализации курса Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию.
Автор: Е. Алифирова