В ходе встречи обсуждался широкий спектр вопросов, но одним из главных тем стала газовая.
Так, речь шла о транзите газа по газотранспортной системе Украины (ГТС) после истечения срока действия существующего транзитного контракта между Газпромом и Нафтогазом 1 января 2020 г., а также об имплементации Германией поправок к газовой директиве ЕС.
По транзиту газа через Украину Х. Маас напомнил о договоренностях между канцлером ФРГ А. Меркель и президентом РФ В. Путиным.
Ранее А. Меркель в разговоре с В. Путиным отметила важность реализации газового транзита через Украину и российский президент в связи с этим дал ей некоторые обещания.
Сейчас наступает период реализации этих обещаний.
Х. Маас признал, что есть еще много проблем, которые надо решить, но в целом настрой оптимистичный и министр уверен, что в будущем транзит российского газа через Украину сохранится и после 2019 г.
Оптимизм Х. Мааса диссонирует с общим осторожным настроем по поводу переговоров, которые идут по газовому вопросу в 3-стороннем формате Россия - Украина - ЕС.
На последней встрече 28 октября 2019 г. обозначились подвижки по ряду моментов, таких как сроки контракта, правила, по которым он будет заключен, и объемы транзита.
Однако основные разногласия связаны с пакетным предложением России по решению газового вопроса, включающим прямые поставки газа на Украину и мировое соглашение по судебным спорам между Газпромом и Нафтогазом.
Нафтогаз насчитал 22 млрд долл. США претензий к Газпрому и отказ от своих требований считает неприемлемым.
В. Путин 14 ноября 2019 г. признал существования риска прекращения транзита российского газа через территорию Украины с 1 января 2020 г.
3-сторонние консультации по транзиту газа на техническом уровне между Россией, Украиной и ЕК пройдут 20 ноября 2019 г.
Также обсуждалась ситуация вокруг принятия в Германии закона об имплементации поправок к газовой директиве ЕС.
Напомним, что 14 ноября 2019 г. Бундестаг принял законопроект, который привел национальное энергетическое законодательство Германии в соответствие с обновленной газовой директивой ЕС.
Сами поправки к газовой директиве ЕС вступили в силу 23 мая 2019 г., они предусматривают распространение норм 3го энергопакета ЕС на газопроводы (включая морские) между государствами-членами ЕС и странами, не входящими в ЕС.
Это означает, что под требования 3го энергопакета (разделение компаний-поставщиков газа и транспортирующих компаний, доступ к газопроводу сторонних поставщиков и др.) попал бы и магистральный газопровод (МГП) Северный поток-2, что означает его неполную загрузку и снижение экономической эффективности.
Однако Бундестаг сделал оговорку, что из-под действия новых правил освобождаются газопроводы, построенные до 24 мая 2020 г., т.е. Северный поток-2, если будет достроен до этой даты, не попадет под ограничения.
Такая гибкая имплементация вызвала беспокойство у Украины, для экономики которой обходные газопроводы, такие как Северный поток-2 и Турецкий поток, несут существенные риски.
Х. Маас заверил В. Зеленского, что изменения немецкого законодательства соответствуют положениям газовой директивы.Напомним, что 14 ноября 2019 г. Бундестаг принял законопроект, который привел национальное энергетическое законодательство Германии в соответствие с обновленной газовой директивой ЕС.
Сами поправки к газовой директиве ЕС вступили в силу 23 мая 2019 г., они предусматривают распространение норм 3го энергопакета ЕС на газопроводы (включая морские) между государствами-членами ЕС и странами, не входящими в ЕС.
Это означает, что под требования 3го энергопакета (разделение компаний-поставщиков газа и транспортирующих компаний, доступ к газопроводу сторонних поставщиков и др.) попал бы и магистральный газопровод (МГП) Северный поток-2, что означает его неполную загрузку и снижение экономической эффективности.
Однако Бундестаг сделал оговорку, что из-под действия новых правил освобождаются газопроводы, построенные до 24 мая 2020 г., т.е. Северный поток-2, если будет достроен до этой даты, не попадет под ограничения.
Такая гибкая имплементация вызвала беспокойство у Украины, для экономики которой обходные газопроводы, такие как Северный поток-2 и Турецкий поток, несут существенные риски.
Помимо газового вопроса собеседники обсудили состояние и перспективы развития отношений по другим направлениям.
В частности, речь шла об урегулировании на Донбассе.
В. Зеленский проинформировал министра о ситуации с безопасностью на Донбассе, а также выразил надежду, что запланированная на 9 декабря 2019 г. встреча в Нормандском формате откроет путь к мирному урегулированию конфликта.
Со своей стороны Х. Маас отметил, что настал удобный момент для решающих шагов в урегулировании украинского кризиса.
Кроме того, обсуждались вопросы практического сотрудничества сторон в контексте реализации курса Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию.
Автор: Е. Алифирова