Сообщает 30 октября 2019 г. Минобороны РФ
- проходил на малых высотах проходил на малых высотах;
- пролегал над островами архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, а также акваторией Баренцева и Карского морей;
- общая протяженность маршрута - более 4000 км, а длительность полета - около 8 часов.
- взлет рано утром с аэродрома Североморск-1;
- прошел на высоте более 6 км до восточного побережья острова Южный Новой Земли, снизился до 400 метров и в районе пролива Маточкин Шар перелетел к западному берегу острова Северный Новой Земли до мыса Сухой Нос;
- в диапазоне высот 100 - 400 метров на малой скорости, имитирующей первый полет над Арктикой Яна Нагурского на биплане «Фарман МФ-11»;
- прошел по маршруту: полуостров Адмиралтейства - остров Панкратова - мыс Желания острова Северный архипелага Новая Земля и совершил перелет к островам архипелага Земля Франца-Иосифа.
- на архипелага Земля Франца-Иосифа - самом северном архипелаге РФ, пролетел по пути потерянной экспедиции Г. Седова, поиском которой занимался Я. Нагурский. Прошли на предельно малых высотах над островами Греэм-Белл, Ева-Лив, Рудольфа, Земля Александры, Вильчека, фактически облетев архипелаг Земля Франца-Иосифа по кругу.
- проведение разведки ледовой обстановки;
- проведение экологического мониторинга;
- осмотр мест стоянок арктических экспедиций;
- занесение в бортовой журнал данных визуальных наблюдений и подготовка отчета, который позволит проанализировать динамику ледовой обстановки в Арктике и интенсивность глобальных климатических изменений.
Когда в 2014 г. Морское министерство Российской империи дало распоряжение Главному гидрографическому управлению начать поиски 3 пропавших полярных русских экспедиций: В. Русанова, Г. Седова, Г. Брусилова, то выбор пал на поручика Я. Нагурского.
Была поставлена задача - изучить возможность использования аэропланов для ведения поисков в Арктике.
Российских самолетов тогда не было, и Я. Нагурскому было поручено купить Фарман МФ-11 на заводе во Франции.
Характеристики арктического аэроплана:
- наличие поплавков для взлета и посадки на воду;
- масса взлетная -840 кг, грузоподъемность 300 кг;
- скорость до 100 км/час;
- запас топлива - на 5-6 часов полета;
- гондола деревянная;
.
1й арктический полет Я. Нагурский с механиком совершил 21 августа 1914 г.
Экспедиции он не нашел, но 1м полярным летчиком России стал.
Воодушевленный отчетом Я. Нагурского Николай 2й наградил летчика орденом Святой Анны 3й степени.
Потом началась мировая война, затем революция и Я. Нагурский потихоньку ушел из авиации.
Ныне Арктика привлекает полезными ископаемыми, в тч нефтью и газом, и стратегическим расположением Северного морского пути.
Поэтому Арктическая группировка ВС РФ расширяется и все более активна.
Автор: А. Игнатьева