Федеральный закон №329-ФЗ, подписанный президентом РФ В. Путиным, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 1 октября 2019 г.
Госдума РФ приняла закон 19 сентября 2019 г.
Советом Федерации документ был одобрен 25 сентября 2019 г.
Сама конвенция о правовом статусе Каспийского моря была подписана странами «каспийской пятерки» (Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркмения) в рамках 5го Каспийского саммита в г. Актау 12 августа 2018 г.
Этому предшествовал длительный 22-летний период согласования и урегулирования разногласий.
Так, согласовался статус Каспийского моря в качестве озера или моря, что означало регулирование разными положениями международного права.
Также остро стоял вопрос о том, как вообще разделить Каспийское море.
Не имея общих взаимных соглашений, Азербайджан, Казахстан и Россия исходили из принципа срединной линии для делимитации морского пространства между прибрежными государствами.
Иран же хотел разделить Каспий на равные сектора, а Туркменистан - методом равноудаленных точек.
Ряд разногласий удалось урегулировать, так, в плане разграничения была принята концепция срединной линии.
А вот вопрос со статусом Каспия как моря или озера отложен для урегулирования на более поздний срок.
Основные положения конвенции:
- в Каспийском море не допускается присутствие вооруженных сил внерегиональных держав,
- ответственность за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами несут 5 прикаспийских государств,
- основная площадь водной поверхности Каспийского моря остается в общем пользовании сторон,
- дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права,
- судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов должны осуществляться по согласованным сторонами правилам,
- экологический фактор должен учитываться при реализации масштабных морских проектов,
- все стороны несут ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе Каспийского моря.
Согласно сопроводительным документам к закону №329-ФЗ, конвенция содержит положения, закрепляющие механизмы установления границ территориальных вод и рыболовных зон, разграничения дна и недр Каспийского моря на секторы, условия прокладки подводных кабелей и трубопроводов и вопросы, касающиеся др. аспектов сотрудничества прибрежных государств.
Документ предписывает, что каждая сторона устанавливает территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных документе.
Сама акватория Каспийского моря разграничивается на внутренние воды, территориальные воды, рыболовные зоны и общее водное пространство.
Для целей определения границ территориальных вод служат постоянные портовые сооружения, за исключением прибрежных установок и искусственных островов.
Суда под флагами участников конвенции смогут пересекать территориальные воды без захода во внутренние, в этом случае им не придется вставать на рейд, необходимость в этом возникнет только в случае, если судно зашло во внутренние воды.
Конвенцией предусмотрено право проводить морские научные исследования за пределами территориальных вод.
Особое значение в рамках Конвенции придается недропользованию и прокладке магистральных трубопроводов и кабелей по дну Каспийского моря.
После подписания документа в августе 2018 г., Н. Назарбаев, на тот момент являвшийся президентом Казахстана, пояснил, что каждое государство реализует суверенные права на недропользование в границах своего сектора дна Каспийского моря.
При этом предусмотрена возможность прокладки по дну моря магистральных трубопроводов и кабелей при условии соблюдения экологических требований.
Таким образом, стало возможно строительство магистрального газопровода (МГП), который соединит Туркменистан и Азербайджан.
Этот проект станет пропуском для туркменского газа на европейский рынок.
Транскаспийский газопровод (ТКГ) протяженностью 300 км будет подключен к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), части Южного газового коридора (ЮГК), обеспечивающему поставки газа со 2й фазы азербайджанского месторождения Шах Дениз в Грецию и Италию через Турцию.
Для Туркменистана, давно стремящегося диверсифицировать экспорт газа, этот проект очень важен и с принятием Конвенции о правовом статусе Каспия, ТКГ получил правовые основания для реализации.
Тянуть со строительством Туркменистан не намерен.
В августе 2019 г. стало известно, что европейско-китайский консорциум уже выразил готовность реализовать проект.
Автор: Е. Алифирова