Надо советоваться
Президент Владимир Путин посоветовал руководителям "ЮКОСа" проконсультироваться с правительством по поводу возможно продажи 40% акций компании ExxonMobil. Совет поступил вскоре после серии обысков в подмосковном поселке группы МЕНАТЕП.
В минувшую субботу Владимир Путин дал интервью The New York Times, русский текст которого вчера появился на сайте www.kremlin.ru. На вопрос о его отношении к предполагаемой покупке ExxonMobil 40% акций "ЮКОСа" президент неожиданно сообщил газете, что, по его информации, этой сделки еще нет, но она обсуждается. Информация о скором заключении такой сделки появилась на прошлой неделе в британской Financial Times со ссылкой на неофициальные источники. Ни предправления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский, ни глава ExxonMobil Ли Рэймонд официально не подтверждали факт переговоров о продаже акций.
Путин же не только первым открыто подтвердил, что такая сделка обсуждается, но и дал нефтяникам совет: "Что касается покупки части компании "ЮКОС", то это прежде всего корпоративное дело, но, конечно, это возможная очень крупная сделка. И думаю, что будет правильно, если будут проведены предварительные консультации с правительством Российской Федерации".
Источник в администрации президента даже описал "Ведомостям" примерную суть консультаций, которые проводятся в подобных случаях. По его словам, власти не интересуются конкретными бизнес-планами, но обращают внимание на отношения со страной, откуда родом иностранный инвестор, оценивают его зависимость от собственного правительства, оценивают потенциал возможного альянса - "какую нишу они займут в мире, какую силу будут представлять". А также обращают пристальное внимание на возможные изменения в руководстве российской компании и на то, где будет ее центр прибыли, куда пойдут налоги. Источник "Ведомостей" отрицает, что для заключения сделки обязательно нужно получить неформальное добро властей, но уверен, что по крупным проектам советоваться с руководством страны принято во всем мире.
Независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков говорит, что "если сделка с частной собственностью требует согласования правительством, то получается, что собственность не совсем частная". Хотя он тоже убежден, что все крупные сделки согласуются с властями.
Ходорковский, в принципе, не против консультаций. Рассказывая летом "Ведомостям" о слиянии "ЮКОСа" и "Сибнефти", он признал, что перед принятием этого решения руководители компаний обсуждали сделку с губернаторами соответствующих регионов, министерствами, премьером и президентом. Но вчера осведомленные источники в аппарате вице-премьера Виктора Христенко, в аппарате правительства и в администрации президента в один голос заявили "Ведомостям", что представители "ЮКОСа" не обсуждали с властями никаких сделок по продаже акций этой компании иностранному инвестору.
Сам же Ходорковский на вчерашней пресс-конференции вообще не затрагивал тему грядущей сделки с иностранным инвестором, а говорил исключительно о пятничных действиях Генпрокуратуры (см. врезку) и возмущался обыском в спонсируемом им интернате для детей-сирот. "Если стоит задача меня. .. посадить, тогда надо сажать, так как я политэмигрантом не буду", - объявил вчера Ходорковский и отбыл до субботы в заграничную командировку.
Источник "Ведомостей" в администрации президента допускает, что причиной неприятностей совладельцев "ЮКОСа" стало как раз "недовольство руководства страны тем форматом, в каком Ходорковский согласует с ним новую сделку". А гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что накануне миллиардной сделки Генпрокуратура "в грубой форме" напомнила совладельцам "ЮКОСа" о социальной ответственности и необходимости делить ее с государством. Сотрудник прокуратуры Москвы, знакомый с практикой расследования особо важных дел, говорит, что прокуроры обычно активизируют следственные действия в момент обострения интереса руководства страны к какому-либо делу, а "желаемые результаты известны только руководству страны".
ГРУППА ПОДДЕРЖКИ.
В пятницу следственная группа провела обыски в подмосковном бизнес-центре группы МЕНАТЕП, офисе совладельца компании депутата Госдумы Владимира Дубова, домах арестованного гендиректора группы МЕНАТЕП Платона Лебедева, президента "ЮКОС РМ" Михаила Брудно и Владимира Моисеева, которого Генпрокуратура в своем пресс-релизе называет "руководителем финансовых потоков "ЮКОСа" за рубежом".
Пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин подтвердил, что Брудно имеет непосредственное отношение к движению средств компании за рубежом. А Моисеев, как рассказал источник в МЕНАТЕПе, возглавляет российское представительство GML Management Services S.A. , одной из структур группы, занимающейся инвестициями на западе. Депутат Дубов арендует свой офис именно у GML.