Обыск у нефтетрейдера
В московском офисе "Корус-холдинга" - крупного нефтетрейдера, работающего с башкирскими НПЗ, вчера прошли обыски и выемка документов.
ОАО "Корус-холдинг " - московский нефтетрейдер, поставляющий около 7 млн т в год на три уфимских НПЗ. Владеет 22 автозаправками в Москве и области. Ему принадлежит судоходная компания "Волжское пароходство" - второе по величине после "Волготанкера", а также Северо-Западное пароходство. По данным неконсолидированной отчетности, выручка за прошлый год составила $7,25 млн, прибыль - $4 млн. Акциями "Корус-холдинга" владеют британская "Корус Трейдинг (Ю-Кей) Лимитед" (75% ) и кипрская "Джи-Ти-Эн Глобал Пропертиз Уан Лимитед" (25% ).
Обыск проводили сотрудники Следственного комитета и Главного управления по налоговым преступлениям МВД. Как пояснили "Ведомостям" в пресс-службе Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП, входит в состав МВД) , эти действия проводились в связи с уголовным делом в отношении руководителей башкирских ОАО "Уфимский НПЗ" и "Новоуфимский НПЗ" по факту уклонения от уплаты налогов. Это дело расследуется с начала 2003 г. , и его суть в том, что НПЗ продавали свою продукцию фирмам, зарегистрированным в Байконуре, а те, пользуясь местными льготами, недоплачивали в бюджет большие суммы.
Так называемая байконурская схема достаточно хорошо известна. Нефтеперерабатывающие заводы заключали договоры аренды перерабатывающего оборудования и договоры на его обслуживание с байконурскими фирмами. Офшоры поставляли на эти заводы нефть, а собственниками получаемых нефтепродуктов оказывались уже байконурские фирмы. С мэром Байконура они заключали договоры об инвестициях в городской бюджет в обмен на налоговые освобождения. Использование этой схемы облегчалось тем, что по российско-казахстанскому соглашению все налоги, собираемые в Байконуре, поступали в местный бюджет. Через Байконур работали Московский НПЗ, заводы "ЛУКОЙЛа" и "Башнефтехима". Как показала проверка Счетной палаты, проходящее по этой схеме топливо вообще не облагалось акцизом и в 2001 г. потери по этой статье составили 13,8 млрд руб.
"ЛУКОЙЛ" был первым, кому налоговики предъявили претензии по байконурским делам. Стороны несколько месяцев вели судебные тяжбы, и нефтяники в конце концов сдались: год назад они выплатили в бюджет $103 млн. Вероятно, успех окрылил МНС, и этой весной оно предъявило аналогичные претензии "Башнефтехиму" на сумму 10 млрд руб. В мае президент Башкирии Муртаза Рахимов объявил, что эта проблема с МНС урегулирована.
Оказалось, что нет. Как сообщил "Ведомостям" Александр Жилин, руководитель Центра изучения прикладных проблем, осуществляющего информационное обслуживание "Коруса", сейчас милиционеры исследуют деятельность зарегистрированного в Байконуре ООО "Корус-Байконур", через который проходили нефтепродукты с башкирских НПЗ. По его словам, вчера они изъяли в "Корус-холдинге" "абсолютно всю документацию за 2001 и 2002 гг. ". Жилин говорит, что вся деятельность "Корус-Байконура" находилась в рамках существовавшего в тот период законодательства, что адвокаты холдинга и намерены доказать в суде. По мнению Жилина, обыск в "Корусе" имеет политическую подоплеку. "Бывший президент компании Игорь Изместьев в понедельник должен зарегистрироваться в качестве кандидата в президенты республики, и кто-то очень хочет этому помешать", - говорит Жилин. Главным конкурентом Изместьева на выборах он назвал начальника УМНС по Башкортостану Александра Веремеенко.
Аналитик Центра политических технологий Алексей Макаркин сомневается, что обыски направлены против Изместьева. Он отмечает, что Изместьев близок к действующему президенту республики Муртазе Рахимову. "На многих выборах используется технология выдвижения близкого к одному из лидеров гонки кандидата, с тем чтобы выборы состоялись, даже если другие участники снимут свои кандидатуры. "Главным соперником Веремеенко является Рахимов, а не Изместьев", - отмечает Макаркин.
Аналитик "Атона" Стивен Дашевский считает, что байконурская схема, как и утверждают нефтяники, соответствует букве закона, но вряд ли - его духу. По его мнению, "не совсем правильно", если крупные налогоплательщики минимизируют налоги в столь больших масштабах. По его словам, у Коруса сейчас два примера - ЛУКОЙЛ, который "заплатил и спит спокойно", и ЮКОС, настаивающий на законности своего налогового планирования. Руководство "Коруса" должно выбрать, каким путем идти.