На Chevron напали индейцы
Эквадорские индейцы объявили войну нефтегазовому гиганту ChevronTexaco.
Свидетелем по делу со стороны обвинения выступит американский эксперт Дэйв Рассел. В этом процессе, который защитники окружающей среды считают "делом века в сфере антиглобализации", Рассел будет представлять 30 000 индейцев и других эквадорцев, для которых ведение натурального хозяйства - единственное средство существования.
Иск изначально был подан в Нью-Йоркский окружной суд в 1993 г. , но теперь дело передано в эквадорский суд. Процесс будет проходить в бедном эквадорском городе Лаго Агрио. Дочерняя компания ChevronTexaco - Texaco Petroleum - обвиняется в том, что загрязнила промышленными отходами грунтовые воды, реки и болота в бассейне Амазонки в Эквадоре. Обвинение утверждает, что в период с 1971 по 1992 г. Texaco Petroleum, не задумываясь о последствиях, сливала отходы в эквадорские озера. В результате отравленными оказались более 600 озер, тропические леса и болота на площади более 5000 кв. км.
В состав "адской смеси", которую сливали предприятия, входят, в частности, мышьяк и канцероген бензол, которые вызвали в этом районе рост числа раковых заболеваний и детской смертности. Они также являются причиной головной боли, боли в желудке и заболеваний кожи, говорится в исковом заявлении. "По масштабам эта экологическая катастрофа превосходит чернобыльскую", - полагает Дэйв Рассел. По его словам, единственный способ исправить экологическую обстановку в регионе - это сжигать миллионы тонн зараженных слоев почвы. На этот беспрецедентный по масштабам экологический проект и потребуется $5 млрд.
Представитель ChevronTexaco Крис Гидес говорит, что юристы его компании попросили эквадорский суд прекратить дело. По его словам, обвинение не предоставило научного обоснования того, что американская компания нанесла вред окружающей среде Эквадора или нарушила законы этой страны об охране природы. Гидес напоминает, что правительство Эквадора освободило Texaco от обязательств по устранению последствий промышленного загрязнения после того, как компания в 1998 г. завершила программу по обеззараживанию местных территорий, которая стоила ей $40 млн. К тому же Texaco добывала нефть в Эквадоре не одна, а в альянсе с местной госкомпанией PetroEcuador. При этом с самого начала у PetroEcuador был контрольный пакет в СП, а в 1990 г. эквадорская компания увеличила долю в нем до 100%.
По словам Кристобаля Бонифаса, американского юриста, выходца из Эквадора, который подал иск против американской компании в 1993 г. , ее попытки свалить вину на правительство Эквадора необоснованны. Он напоминает, что, несмотря на отсутствие у Texaco Petroleum контрольного пакета в СП, именно эта компания была оператором данного проекта, а следовательно, именно на ней лежит ответственность за все результаты его осуществления на всех стадиях. (WSJ, 29. 10. 2003, Кирилл Корюкин)