Прокурор Колесников приговорил Ходорковского к 10 годам
В среду стало ясно, сколько еще сидеть в тюрьме Михаилу Ходорковскому.
Заявление Колесникова удивительным образом совпало с проверкой одновременно прокуратурой и Минприроды целого ряда компаний "ЮКОСа". Наиболее пессимистичный сценарий которых - отзыв лицензий. Однако рынок не верит в такую перспективу. Что касается самого Ходорковского, то ему вольно или невольно уже сделано предложение избавиться от своих акций.
"Если окажется, что масштаб из ряда вон, - расследовать будем до двух лет"
В среду заместитель генерального прокурора Владимир Колесников пришел в Госдуму, чтобы принять участие в антикоррупционном "круглом столе", инициированном ЛДПР. "Круглый стол" быстро превратился в пресс-конференцию, посвященную Ходорковскому и его судьбе.
- У нас есть установка, что дело должно быть расследовано в оптимальные сроки. То есть в течение двух месяцев, - заявил Владимир Колесников. При этом он напомнил, что бывают и сложные дела. - Если объем работ масштабный, можно продлевать содержание под стражей до 12 месяцев. А если окажется, что масштаб из ряда вон, - до двух лет.
Затем господин Колесников назвал принятое во вторник решение Московского городского суда о продлении содержания Михаила Ходорковского под стражей "оптимальным на сегодняшний день". При этом он не исключил, что в ходе расследования "дела Ходорковского" могут выявиться какие-то новые факты, на базе которых олигарху будут предъявлены новые обвинения. При этом Колесников зачем-то подчеркнул, что сам не располагает материалами дела, однако хорошо знает людей, которые его расследуют:
- Это сильные следователи!
Поступило предложение не расстреливать
Затем собравшиеся начали обсуждать, как наказать Ходорковского. Владимир Жириновский предложил не расстреливать, а дать пожизненное, однако Колесников поправил вице-спикера:
- Эта статья предусматривает только 10 лет лишения свободы. Больше, к сожалению, дать не можем.
В зале повисла гробовая тишина. А дальше разговор пошел еще серьезней.
- Говорят, Ходорковский не убивал, - заявил господин Колесников. - Да, он не убивал. С дубиной не выходил на большую дорогу. Все это так на самом деле. Однако в данном случае должна быть иная логика в оценке ситуации; прежде всего стоит посмотреть, как живет большинство населения России в условиях, когда незначительная часть имеет сверхдоходы. Минимальная заработная плата - 600 рублей. Минимальная пенсия - 1600. А теперь давайте этот миллиард (имеется в виду миллиард долларов, хищение которого вменяется Ходорковскому) переложим на наши рубли. В результате того, что россияне недополучили этот миллиард, только за один месяц не смогли полностью получить свои зарплаты 18 млн. 437 тыс. 500 человек и пенсии - 49 млн. 166 тыс. 666 человек.
("Известия" проверили вычисления господина Колесникова. Цифры получились другие. Если перевести миллиард долларов в рубли и разделить на 600, получится, что минимальные зарплаты недополучили 50 млн. работающих граждан. А если разделить на 1600, то получится 18.7 млн. пенсионеров).
После этого Колесников добавил, что "не следует забывать о сотнях тысяч беспризорных детей, нюхающих клей на улицах", и пригрозил другим олигархам.
- Те, кто еще не сидит, должны призадуматься - чем же они занимаются в итоге, - сурово добавил заместитель генерального прокурора, подняв вверх указательный палец.
"Я осталась тут одна перед такой большой суммой"
Возможно, оптимизма следователям придал тот факт, что в деле Ходорковского в ближайшее время может появиться новый свидетель. Это гражданка Франции Елена Коллонг-Попова, называющая себя бывшим главой офшорных компаний, подконтрольных "ЮКОСу". В среду она заявила, что намерена рассказать о финансовых операциях Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и других совладельцев нефтяной компании.
- Я собираюсь ответить на вопросы участников Европейского социального форума, который пройдет 13 ноября в Париже и посвящен налогам в России, - сказала она Интерфаксу.
По словам госпожи Коллонг-Поповой, в период с 1996 по 2000 год она управляла счетами по указанию Алексея Голубовича, которого она назвала финансовым директором "МЕНАТЕПа" и позднее "ЮКОСа". Голубович действительно занимал должности председателя правления банка "МЕНАТЕП", ряд других высоких постов в компании, а также был директором по корпоративным финансам "ЮКОСа".
- Мы договорились о создании офшорных компаний, и Голубович мне объяснил, что работа, которой я буду заниматься, это управление деньгами, управление счетами. И все это придумано для того, чтобы производить операции на русском биржевом рынке с акциями российских компаний, - заметила она.
Французские налоговые службы предъявили Коллонг-Поповой как резиденту требование уплатить налоги в сумме 15 млн. евро по декларированным ею операциям, произведенным для "ЮКОСа", "Роспрома" и "МЕНАТЕПа". Кроме того, власти Франции возбудили против нее уголовное дело и осудили ее на 12 месяцев тюремного заключения условно с такой формулировкой, что если она не заплатит определенную сумму, то в тюрьму все же попадет.
- Естественно, господин Голубович отказался от уплаты налогов, и я осталась тут одна перед такой большой суммой, - сказала она.
В "МЕНАТЕПе" и "ЮКОСе" отказались комментировать утверждения Елены Коллонг-Поповой.
Адвокаты Ходорковского остались в США
Не комментировали в "ЮКОСе" и сообщения американских СМИ о том, что американские адвокаты Ходорковского якобы получили предупреждение о возможных неприятностях и потому не прилетели в Россию. "Известия" выяснили, что никто адвокатов не предупреждал.
Известные в США юристы Сэнфорд Сондерс-Младший и Джон Паппалардо должны были прилететь в Москву еще во вторник. Однако, прибыв из Нью-Йорка в Лондон, они решили не продолжать свой путь в Москву.
- По нашей информации, фирма, с помощью которой господин Сондерс получил русскую визу, сообщила ему, что ни его, ни господина Паппалардо не впустят в Россию, - сообщили "Известиям" в офисе Сэнфорда Сондерса. - По нашим сведениям, московский офис этой фирмы был подвергнут обыску на прошлой неделе.
Однако найти подтверждения этим данным в России "Известиям" не удалось. По сообщению американских СМИ, приглашения Сондерсу и Паппалардо поступили из московской фирмы Visa House.
- У нас очень маленькая компания, - сообщила "Известиям" одна из сотрудниц Visa House. - Никаких обысков у нас не было. И уж тем более мы никого не предупреждали о возможных проблемах.
А канадский адвокат Михаила Ходорковского Роберт Амстердам заявил, что Сондерс и Паппалардо, возможно, приедут в Россию и появятся на заседании суда, который рассмотрит очередное ходатайство об изменении Ходорковскому меры пресечения. Господин Амстердам подчеркнул, что Ходорковскому очень важно иметь иностранных адвокатов, потому что то, "что происходит с ним в Москве, не имеет ничего общего с законом". Однако он не сообщил, какие процессуальные шаги адвокаты "ЮКОСа" намерены предпринять за рубежом для защиты своего клиента.
Алексей Пичугин тоже будет сидеть
В среду Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство Генеральной прокуратуры о продлении сроков содержания под стражей сотрудника "ЮКОСа" Алексея Пичугина. Теперь он останется в "Лефортово" до 19 февраля. По словам Татьяны Акимцевой, адвоката Пичугина, новых доводов Генпрокуратура, которая обвиняет Пичугина в организации одного покушения и двух убийств, не представила. Адвокаты Пичугина намерены обжаловать это решение в Мосгорсуде.
"Представители прокуратуры считают себя сотрудниками репрессивного органа"
Общественная организация "Открытая Россия", которую возглавляет Михаил Ходорковский после ухода из "ЮКОСа", в среду так отреагировала на заявления Владимира Колесникова:
"Открыто призвав к национализации частной собственности и сделав заявления, разжигающие социальную рознь в обществе, заместитель генерального прокурора нарушил статью 19 Конституции Российской Федерации, - говорится в заявлении. - Заявив о возможности содержания невиновного человека под стражей до суда в течение двух лет, о намерении изымать "сверхдоходы" у граждан страны, а также прямо угрожая тем, "кто еще не сидит", заместитель генерального прокурора объяснил обществу, что представители прокуратуры считают себя сотрудниками не правоохранительного, а репрессивного органа".