Инвесторы поверили Путину
Обещание президента Владимира Путина отменить ограничения на покупку иностранцами акций "Газпрома" заставило активизироваться пользователей серых схем владения акциями концерна.
В 1997 г. Россия ввела ограничения на обращение акций "Газпрома": торговать ими можно было только на четырех биржах, а нерезиденты и компании, в которых более трети мест в органах управления или более 50% уставного капитала принадлежит нерезидентам, могли покупать их только с разрешения ФКЦБ. Доля иностранцев в уставном капитале "Газпрома" была ограничена 9% ; в 1999 г. она была повышена до 20%. Это разделило рынок акций "Газпрома" на две части - местные акции и обращающиеся на западных биржах депозитарные акции (ADS). Одна ADS выпущена на 10 акций, но по цене эти два типа бумаг отличаются намного больше, чем в 10 раз. По данным Bloomberg, в январе 1997 г. премия ADS к местным акциям составляла 333% , а в январе 2003 г. - 53%.
Иностранные инвесторы давно научились обходить все существующие ограничения: зарегистрировав группу связанных перекрестным владением акций компаний, каждая из которых принадлежит нерезидентам менее чем на 50% , иностранцы покупают акции "Газпрома" вдвое дешевле, чем они обошлись бы при покупке ADS. Например, в пятницу на бирже "Санкт-Петербург ", на которую приходится 90% объема торгов акциями "Газпрома", эти бумаги стоили 36,6 руб. , а ADS на Франкфуртской бирже - 19,4 евро (688,3 руб. ) , или в 1,9 раза дороже в пересчете на акцию.
Но с отменой ограничений цены выравняются, уверен Сеппо Ремес, исполнительный директор фонда Vostok Nafta, которому принадлежит 1% уставного капитала "Газпрома". С ним согласна аналитик "Ренессанс Капитала" Елена Савчик, рекомендующая "держать" ADS при справедливой цене $24,7 и "покупать" внутренние акции ($2,44). Разговоры о либерализации рынка акций "Газпрома" ведутся не первый год, но воз и ныне там. Однако месяц назад у инвесторов снова появилась надежда - 30 октября президент Путин заверил представителей инвесткомпаний, что либерализация рынка акций "Газпрома" - дело не лет, а месяцев.
Реакция не заставила себя ждать. В день встречи Путина с фондовиками компания Charle-magne Capital Ltd зарегистрировала на Бермудах компанию Novy Neft Ltd для покупки акций "Газпрома" по внутренним ценам - все ее средства будут вкладываться в инструменты, привязанные к местным акциям "Газпрома", сказано в имеющихся в распоряжении "Ведомостей" презентационных материалах и отчете о размещении акций Novy Neft.
Механизм этой "привязки" выяснить не удалось. Управляющие Novy Neft Стефан Бетчер и Эндрю Уайлз в течение двух дней были недоступны. Но эксперты уверены, что речь идет о серых схемах. В этом не сомневается, в частности, Оксана Бестужева, заместитель гендиректора ИК "Горизонт", на 35% принадлежащей "Газпрому".
Акции Novy Neft прошли листинг Бермудской биржи и были проданы всего за два дня, 14 и 17 ноября, по $10 на общую сумму $100 млн, минимальная сумма инвестиций составляла $100 000. А 19 ноября они начали торговаться на внебиржевом рынкеПокупателями, по мнению начальника отдела анализа рынка акций МДМ-банка Скотта Семета, могут быть, например, западные пенсионные фонды, которые "могут работать только по-белому". Самим пользоваться схемами им не с руки, но купить акции прошедшей листинг компании они могут.
Но заработать на разнице цен на внутреннем и внешнем рынках бумаг "Газпрома" будет не так просто. Представители Charlemagne однажды уже пытались это сделать.
Бестужева вспоминает, что в 1997 г. компания Regent Gaz Investment Company объявила о завершении подписки на свои акции, для обеспечения которых ее структуры собирались купить на российском рынке акции "Газпрома" на $200 млн. Но этот проект сорвал сам эмитент, выпустивший пресс-релиз, в котором предупредил "о высокой степени рискованности" этой сделки. Между тем Charlemagne Capital Ltd до переименования называлась Regent Europe и до 2001 г. наряду с Regent Gaz Investment Company входила в группу Regent Pacific. Charlemagne управляет несколькими фондами с активами около $680 млн, большинство которых инвестируют в Восточную Европу и ранее управлялись структурами Regent Pacific. Председатель совета директоров Charlemagne Capital Джеймс Меллон, по данным Bloomberg, был основателем и гендиректором Regent Gaz. Связаться с Меллоном в пятницу не удалось: секретарь Charlemagne сообщила, что он путешествует.
За шесть лет позиция "Газпрома" не изменилась. "Мы не можем давить на них, но мы будем разъяснять инвесторам риски такой полулегальной схемы", - обещает источник "Ведомостей" в "Газпроме". Риск заключается главным образом в исчезновении компании - владельца акций "Газпрома", объясняет Бестужева: в этом случае российский суд не может защитить интересы инвестора, поскольку в нашем законодательстве не существует понятия бенефициарного собственника.