USD 97.8335

0

EUR 105.451

0

Brent 73.87

0

Природный газ 2.669

0

...

"Сибнефть" поглощает "Юкос"

В пятницу в Москве пройдет собрание акционеров "ЮКОСа", которое примет окончательное решение о слиянии с "Сибнефтью" и изберет совместный совет директоров компании. Возглавить объединенных директоров должен президент "Сибнефти" Евгений Швидлер.

"Сибнефть" поглощает "Юкос"

В пятницу в Москве пройдет собрание акционеров "ЮКОСа", которое примет окончательное решение о слиянии с "Сибнефтью" и изберет совместный совет директоров компании. Возглавить объединенных директоров должен президент "Сибнефти" Евгений Швидлер. Заработав на продаже "ЮКОСу" своего пакета акций 3 млрд долларов и получив лишь блокирующий пакет в "ЮкосСибнефти", владельцы "Сибнефти" на самом деле оказываются настоящими хозяевами крупнейшей российской нефтяной компании.

Точка возврата

Акционеры "ЮКОСа" переизберут совет директоров, утвердят новый устав объединенной компании, которая будет зарегистрирована в Нефтеюганске, а также решат вопрос о выплате промежуточных дивидендов за 9 месяцев этого года в размере около $2 млрд. Вслед за ними обновленные директора изберут своего главу, утвердят бюджет "ЮкосСибнефти" на следующий год и выберут новое правление.

В самой компании особых сенсаций не ожидают. Неожиданностей в правлении тоже быть не должно. Владельцы "Сибнефти" обменяли свои акции на 26,1%-ную долю в "ЮКОСе", так что на правлении "ЮКОСа" 21 ноября уже занимали места в президиуме. Впрочем, точный список своих кандидатов в "Сибнефти" вчера назвать затруднились, от "ЮКОСа" его должны представлять председатель Семен Кукес, президент "ЮКОС ЭП" Юрий Бейлин, президент "ЮКОС РМ" Михаил Брудно, вице-президент по экономике и финансам Брюс Мизамор, старший вице-президент "ЮКОС-Москва" Александр Темерко, президент "ЮКОС-Москва" Стивен Тиди и первый вице-президент "ЮКОС-Москва" Михаил Трушин.

Но обычным пятничное собрание все же не назовешь. Рынок, привыкший за время конфликта владельцев "ЮКОСа" и власти к неожиданным ходам с обеих сторон, еще за неделю до собрания начал с удовольствием обсуждать возможные комбинации. Пошли слухи о том, что структуру, отвечающую за стратегическое направление деятельности в компании, - совет директоров (СД) возглавит бывший глава кремлевской администрации Александр Волошин. Впрочем, по закону нынешний совет должен был бы собраться перед собранием и включить кандидатуру Александра Волошина в список, рекомендуемый акционерам. Сейчас же он выглядит так: нынешние члены СД "ЮКОСа" - Франсуа Букле, Юрий Голубев, Алексей Конторович, Сара Кэри, Бернар Лозе, Мишель Сублен и пятеро новых - Семен Кукес, представители Millhouse Давид Давидович и Евгений Тененбаум, независимый директор Рональд Фриман и Евгений Швидлер.

Кто реальный владелец "ЮкосСибнефти"

Гораздо более интересным будет расклад реальной власти над активами "ЮкосСибнефти" на собрании и после него. После того как Генпрокуратура наложила запрет на 39,6% акций группы "МЕНАТЕП" в "ЮКОСе", у их владельцев осталось право голосовать на собрании и даже получить большие деньги в виде дивидендов. Не более. Гораздо привлекательней в этой ситуации выглядит позиция акционеров "Сибнефти". Часть своего чистого дохода в виде $3 млрд за 20% акций "Сибнефти" от владельцев "ЮКОСа" они уже получили. Но если раньше схема организации сделки по объединению и получаемая владельцами "Сибнефти" доля в новой компании говорила о том, что "ЮКОС" поглощает "Сибнефть", теперь картина складывается иначе. Владельцы "Сибнефти" со своими 26,1% акций в новой компании становятся ее самыми крупными акционерами, свободными во всех своих действиях. На долю "МЕНАТЕПа" приходится 4,5% отпущенного из-под ареста пакета, а еще один большой пакет в 17,65% находится в свободном обращении.

Подобная ситуация объясняет еще один слух, появившийся на прошлой неделе: якобы Владимир Путин встретился с владельцем "Сибнефти" Романом Абрамовичем и именно ему предложил позаботиться о сохранении "ЮкосСибнефти". Говорят, президента волнует, как бы прокурорские действия не повлекли развала крупнейшей нефтяной компании как таковой и вытекающих из этого экономических последствий.

С того времени как правоохранительные органы занялись "ЮКОСом", компания уже не раз теряла по нескольку миллиардов долларов на разнице котировок ее акций. Даже шаги китайских нефтяников по поиску альтернативных поставок нефти из Казахстана вместо нынешних закупок в странах Ближнего Востока и обещанного импорта из России связывают с неясностью ситуации вокруг "ЮКОСа".

Впрочем, переговоры с казахами идут уже довольно давно, а в Китае утверждают, что конкуренции между Россией и Казахстаном за их рынок быть не может. По словам вице-президента китайской CNPC Су Шулина, нефтепровод Россия - Китай предусмотрен для обеспечения восточных и северо-восточных районов Китая, а Казахстан - Китай - для западных и северо-западных районов. Глава торгового представительства России в Китае Сергей Цыплаков тоже уверен: поставки российской нефти в любом случае для Китая будут дешевле, чем казахстанской.

В Китае - хронический недолив

Нынешней осенью в Китае наблюдаются перебои в снабжении нефтепродуктами. Обстоятельство тем более примечательное, что в следующем году, согласно уже позабытым первоначальным планам, было намечено начать эксплуатацию так называемого Восточного нефтепровода Ангарск-Дацин. Авторами идеи, как известно, выступили еще во второй половине 90-годов компания "ЮКОС" и ее бывший глава, а сегодня сиделец "Матросской Тишины" Михаил Ходорковский. Но в настоящее время даже принципиальное решение по маршруту будущего нефтепровода отложено минимум до середины 2005 года. А китайцы ищут альтернативных России поставщиков.

Сегодня Китай - один из самых быстро растущих рынков потребления энергоресурсов не только в Азии, но и в мире. Лишь за 8 месяцев текущего года импорт нефти вырос в стране на 26%, составив почти 58 млн тонн. Ожидаемый годовой импорт - 80 млн тонн (в прошлом году КНР ввезла 70 млн). Основной поставщик нефти - Ближний Восток. Россия - лишь на 7-м месте, хотя в текущем году российский нефтяной экспорт скакнул сразу на 80%, составив 3,1 млн тонн. В основном он поступает по железной дороге - самым дорогостоящим и неэффективным путем. Нефтепровод Ангарск-Дацин должен был резко увеличить поставки: его пропускная способность должна была составить 30 млн тонн в год (начиная с 2010 года, до этого - по 20 млн), суммарно Россия намеревалась поставить КНР не менее 700 млн тонн.

Разведанные сибирские запасы "ЮКОСа" выполнение таких планов гарантировали. Однако теперь в дело вмешалась политика вперемежку с "уголовкой". И китайцев это, похоже, сильно озадачило.

Энергетические проблемы быстро растущей экономики КНР обостряются: нынешней осенью уже наблюдается дефицит топлива в ряде провинций. Например, в Шанхае перебои с соляркой начались еще в начале ноября. Да такие, что на заправках ввели ограничения - не более 100 литров дизеля "в одни руки в одно посещение". На других заправках ввели ограничения на все покупки - не более чем на $18 за раз.

Представители госкомпании PetroChina оправдывают дефицит разницей во внутренних и экспортных ценах на нефтепродукты (Китай не только ввозит нефть, но и экспортирует продукты ее переработки) - мол, не рассчитали, а также тем, что перебои с электроснабжением вынуждают людей покупать дизельные электростанции. Тем не менее все это лишь подтверждает наличие растущего неудовлетворенного спроса.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram