Найти и обезвредить
Стоило президенту Путину сказать, что при приватизации жульничали только "пять-семь-десять человек", как Счетная палата вызвалась их поискать. В следующем году аудиторы собрались проверить приватизацию всех объектов госсобственности за 10 лет.
Пункт об анализе итогов приватизации за последнее 10-летие появился в плане Счетной палаты на будущий год после встречи председателя палаты Сергея Степашина с президентом Владимиром Путиным в минувший четверг.
Счетная палата вообще намерена заняться крупным бизнесом. Она проведет экспертизу определения стартовой цены приватизируемых объектов, оценит "оптимальность уровня налогообложения добычи углеводородного сырья" в "ЛУКОЙЛе", "ЮКОСе" и "Сибнефти", изучит реструктуризацию РАО "ЕЭС России" и его инвестиционную программу, перспективы и финансовое положение ОАО "Газпром".
Аудитор Владислав Игнатов, которому поручено анализировать итоги приватизации, не смог сказать "Ведомостям", какие компании будут проверены и сколько их будет. Между тем, по данным Минэкономразвития, только с 1994 г. по 2002 г. было приватизировано 5475 предприятий федерального уровня. Но Игнатов говорит, что у СП накопились богатые материалы по приватизации, которые она изучит к лету 2004 г.
Счетная палата много раз проверяла приватизацию крупнейших компаний. Например, в 1997 г. коллегия СП предлагала правительству и Генпрокуратуре пересмотреть итоги продажи акций "Связьинвеста", "Сибнефти" и "Норильского никеля". Аудиторы ставили под сомнение чистоту приватизации РАО ЕЭС, "Авиастара", "Авиакора", Котласского ЦБК, Усть-Илимского ЛПК, Красноярского и Саянского алюминиевых заводов и т. д. Осенью 2000 г. по материалам СП, проверившей продажу 40% акций ТНК, Следственный комитет при МВД возбудил уголовное дело о мошенничестве. Зато аудиторы не нашли нарушений при продаже еще 49,8% акций ТНК.
Экспертизу стартовой цены приватизируемых объектов проводит НИИ системного анализа Счетной палаты. Уже выявлено немало случаев продажи предприятий по заниженным ценам, говорит руководитель института Алексей Подберезкин.
Последний громкий случай относится к продаже 75% акций "Славнефти" год назад. Тогда аудиторы посчитали стартовую цену в $1,7 млрд заниженной, порекомендовав $2,5 млрд, но РФФИ не стал менять цену. Впрочем, Подберезкин считает главным даже не доход государства от продажи, а отдачу от работы приватизированных компаний для бюджета. Как Счетная палата учитывает эти факторы, видно на примере проверок "Норникеля" (см. врезку).
Опрошенные "Ведомостями" крупные корпорации спокойно отнеслись к грядущим ревизиям. Представители "ЮКОСа", "Сибнефти", ТНК и "ЛУКОЙЛа" заявили, что их компании работают легально и готовы к любым проверкам. В РАО ЕЭС и "Газпроме" уже привыкли к ежегодным проверкам СП: по словам пресс-секретаря Сергея Куприянова, в "Газпроме" у палаты есть даже "постоянный офис с вывеской".
Но политологи считают выступление Счетной палаты предостережением олигархам. Ведь президент Путин на днях заявил, что даже плохое законодательство можно и нужно было соблюдать. Впрочем, эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что, "когда президент объявляет войну, он привлекает Генпрокуратуру, а выбор Счетной палаты означает, что возможность диалога еще есть". А гендиректор Совета по национальной стратегии Станислав Белковский напоминает о словах Путина по поводу "пяти-семи" бизнесменов, не соблюдавших законы при приватизации. "Конечно, такого списка не существует. Очевидно, президент хочет иметь превентивные рычаги воздействия на новых Ходорковских", - говорит он.
КАК СП МЕНЯЛА МНЕНИЕ: По результатам проведенной в 1997 г. проверки законности приватизации РАО "Норильский никель" Счетная палата рекомендовала генпрокурору Юрию Скуратову оспорить в суде результаты коммерческого конкурса (на нем компания "Интерроса" купила 38% акций, взятых в 1995 г. в залог у государства ОНЭКСИМбанком. - "Ведомости"). Скуратов ответил палате, что с выводами о нарушениях согласен, но ему нужна "дополнительная оценка специалистов и мнение правительства РФ". А вице-премьер Виктор Христенко ответил палате, что акции "Норникеля" проданы "в соответствии с действовавшим тогда законодательством".
Осенью 1999 г. спикер Геннадий Селезнев попросил Счетную палату рассмотреть обращение председателя межрегионального объединения профсоюзов РАО "Норильский никель". Тот просил "пересмотреть неоднозначные выводы" проверки 1997 г. , поскольку они "не отражают положительных перемен" в компании. Новая проверка с учетом "вклада "Норникеля" в результаты социально-экономического развития Норильского района" дала совсем иной результат. В утвержденном 9 июня 2000 г. отчете Счетной палаты говорилось: "Оснований считать незаконными аукцион от 17 ноября 1995 г. по передаче в залог федерального пакета акций РАО "Норильский никель" и последующую его продажу на конкурсе с инвестиционными условиями не имеется".