По концентрации экономики Россия оставила далеко позади не только США и Европу, но и знаменитую своими чеболями Южную Корею. Однако эксперты больше не боятся чеболизации российского хозяйства. По их мнению, крупнейшие холдинги вплотную занялись интеграцией страны в мировую экономику.
Фонд перспективных исследований и инициатив в декабре завершил исследование "Крупный российский бизнес - 2003". По оценке руководителя проекта, первого замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Дынкина, в 2002 г. 10 крупнейших интегрированных бизнес-групп (ИБГ) обеспечили 38,7% промышленного выпуска, 21% всех инвестиций в основной капитал и 31% экспорта, заплатили 22% налога на прибыль. Средняя производительность труда в этих холдингах в 3,7 раза выше, чем на средних промышленных предприятиях.
Концентрация отечественной промышленности превысила не только европейский уровень (в Германии на 10 ИБГ приходится 15% промышленного выпуска) , но и уровень США (27% ) и даже славящейся своими чеболями Южной Кореи (30 - 32% ).
Исследователи собрали данные по объему выпуска, выручке, инвестициям, занятости, производительности труда и т. д. 10 крупнейших бизнес-групп - МЕНАТЕП, "ЛУКОЙЛ", "Альфа-Ренова", "Базовый элемент", "Сургутнефтегаз", "АвтоВАЗ", "Интеррос", АФК "Система", "Северсталь" и МДМ. В эти 10 холдингов экономисты включили 4564 предприятия, которые принадлежат головным компаниям групп или аффилированным лицам либо пользуются особыми отношениями с членами холдингов.
Исследователи отмечают, что на рубеже 1990 - 2000-х гг. крупные холдинги блокировали приход в Россию иностранных инвестиций, видя в них конкурентов в скупке дешевых активов. Но они считают, что эти времена позади, о чем свидетельствуют, например, сделки ТНК и BP, "СУАЛа" и Flemings.
В 2002 г. уровень концентрации в промышленности немного снизился. Как отмечает соавтор исследования, сотрудник ИМЭМО Алексей Соколов, холдинги бурно росли в 1999 - 2001 гг. (см. рисунок) , но в 2002 - 2003 гг. процесс концентрации пошел вспять. Соколов объясняет это тем, что с 2002 г. начался бурный рост средних предприятий. Доля десятки ИБГ будет снижаться на 1 - 2 процентных пункта в год, так как государство принимает специальные меры по поддержке среднего бизнеса, говорит советник председателя совета директоров АФК "Система" Владимир Рудашевский.
"Концентрация будет снижаться, - соглашается зампред правления "Интерроса" Андрей Бугров. - Ведущие холдинги будут постепенно становиться своего рода инвестиционными фондами, которые кредитуют или приобретают предприятия, реструктурируют их и, создав новую стоимость, продают". Он называет эту работу "производством "голубых фишек". Некоторые ИБГ уже фактически стали инвестиционными компаниями, указывает Юрий Симачев из Института комплексных стратегических исследований: в отличие от 1999 - 2000 гг. , сегодня они скупают не предприятия, которые можно встроить в производственные цепочки, а прибыльные компании, доминирующие на своих рынках. В качестве примера такого подхода он называет инвестиции "Интерроса" в аграрный сектор и золотодобычу, "Альфы" - в телекоммуникации, покупку "Базовым элементом" агентства "Роспечать".
Чеболизация не пугает сегодня даже тех, кто опасался этой угрозы 2 - 3 года назад. Кризис 1998 г. дал мощный толчок концентрации, "но сейчас маятник качнулся в обратную сторону", говорит главный экономист "Тройки Диалог " Евгений Гавриленков. По его мнению, ИБГ осознали, что не все купленные активы можно эффективно использовать, и стали тщательнее отбирать инвестпроекты.
Впрочем, наши холдинги кажутся гигантами только на внутреннем рынке, а по глобальным меркам они выглядят куда скромнее, говорит Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и прогнозирования. "По капитализации российские бизнес-группы не входят даже в первую сотню крупнейших компаний мира, поэтому они вынуждены сливаться и объединяться, чтобы эффективнее конкурировать на мировой арене", - соглашается Рудашевский.
...
Олигархи "исправились"
По концентрации экономики Россия оставила далеко позади не только США и Европу, но и знаменитую своими чеболями Южную Корею. Однако эксперты больше не боятся чеболизации российского хозяйства.