Североевропейское столпотворение
LГазпром¦ наконец провозгласил срок принятия инвестиционного решения по одному из самых неоднозначных и при этом грандиозных проектов -- Северо-Европейскому газопроводу.
По информации газеты LВремя новостей¦, для строительства подводного участка длиной около 1200 км LГазпром¦ рассчитывает сформировать Lразношерстный¦ консорциум из нефтегазовых корпораций, банков, крупных потребителей и даже правительств. Правда, пока никто из потенциальных участников не решился включиться в довольно сомнительный с финансовой точки зрения проект. А вероятность заключения долгосрочных контрактов на 20 млрд кубометров газа уже к 2009 году (вывод СЕГ на проектную мощность предварительно намечен на этот срок) и вовсе близка к нулю.
Чтобы поставить амбициозные задачи, г-н Миллер собрал у себя практически всех заместителей: производственника Александра Ананенкова, экспортера Юрия Комарова и финансиста Бориса Юрлова. Им поручено в трехмесячный срок завершить переговоры с потенциальными участниками проекта и сделать конкретные предложения по их составу. Как пояснил газете LВремя новостей¦ источник в компании, российский участок Грязовец--Выборг стоимостью 1,1 млрд долл. LГазпром¦ планирует построить собственными силами и средствами. А для прокладки трубы по дну Балтийского моря до немецкого Грайфсвальда потребуется участие в рамках обширного консорциума, в который должны войти как крупнейшие покупатели газа, так и потенциальные подрядчики строительства, банки, намеренные кредитовать проект, и даже правительства государств. Строительство морского участка длиной около 1200 км концерн оценивает очень скромно -- всего лишь в 2,5 млрд долл. Для сравнения: 395 км LГолубого потока¦ по дну Черного моря с аналогичной пропускной способностью обошлись LГазпрому¦ и итальянской ENI в 2,3 млрд долл. Таким образом, при строительстве СЕГ концерн планирует снизить капитальные затраты почти в три раза.
Представитель монополии объясняет разницу затрат на строительство по дну Черного и Балтийского морей различными геологическими условиями. LГолубой поток¦ пришлось прокладывать на приличной глубине, с североевропейской трубой такого не будет -- там сплошь мелководье, -- сказал собеседник газеты. -- Кроме того, здесь нет такой агрессивной серно-водородной среды¦. В то же время топ-менеджеры LГазпрома¦ не раз говорили, что сейчас стоимость строительства 1 км газопровода по суше доходит до 2 млн долл., а в расчетах по СЕГ столько же стоит труба по дну моря, которое к тому же является замерзающим. Получается, что за три месяца топ-менеджеры концерна должны не только привлечь заинтересованные стороны в проект, но и добиться от них инвестиционных обязательств в необходимом объеме, а главное -- заключения долгосрочных контрактов с потребителями. Поиском источников финансирования займется тандем Dresdner Kleinwort Wasserstein и ABN Amro, которые стали финконсультантами проекта.
Что касается договоров с потребителями, то в LГазпроме¦ испытывают слабо обоснованный оптимизм. LМаркетинг проекта -- в хорошей форме! Европейским странам нужно больше газа, и LГазпром¦ может обеспечить возрастающий спрос¦, -- заявил г-н Миллер. Однако его основной потребитель -- Германия -- ведет себя более чем сдержанно. Их прогноз роста спроса до конца десятилетия полностью покрывается действующими контрактами (включая требующие пролонгации) с LГазпромом¦. Это, в частности, подтвердил в интервью газете LВремя новостей¦ главный экспортер монополии -- Юрий Комаров. И уже сейчас подписаться на новые объемы немецкие покупатели так просто не готовы. Тем более что всем очевидно -- менеджмент российского концерна торопится с проведением проекта в жизнь. А это всегда слабая переговорная позиция, которую европейские партнеры будут нещадно использовать.