Россию выжмут до последней капли нефти
Вчера представители мировых финансовых организаций поспешили в очередной раз наступить на одну из самых больных мозолей стремящейся в мировое экономическое пространство России.
Заявления эти не являются откровением, так как выражают собой позицию, занимаемую рядом развитых стран. Представитель фонда вновь затянул старую песню, которую российским представителям регулярно исполняют в ходе переговоров по вступлению нашей страны в ВТО.
По словам г-на Аллена, МВФ и Всемирный банк считают, что цены на энергоносители на уровне ниже мировых являются скрытым субсидированием, которое необходимо серьезно сокращать. При этом чиновник, правда, отметил, что в России и на Украине объем субсидий постепенно сокращается. Однако есть ряд проблем не только в энергетическом секторе, но и в банковском, когда ряд государственных банков предоставляют кредиты госпредприятиям по ценам ниже рыночных. По мнению Аллена, информация о таких кредитах должна быть широко доступна, чтобы общество могло оценить необходимость их предоставления, а также оценить эффективность функционирования того или иного государственного предприятия.
Со слов Уильяма Аллена как всегда не совсем понятно, что именно не нравится МВФ. Понятие "мировые цены на энергоносители" в полной мере можно отнести лишь к нефти, стоимость барреля которой определяется на нескольких мировых биржах. Заметим, что и здесь речь не идет о единой жесткой цене, так как биржи находятся на разных континентах и торгуют разными эталонными сортами нефти (в зависимости от региональных особенностей). Что касается внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов, то здесь вообще не имеет смысла говорить о каких-то единых стандартах. В различных странах внутренние цены (как в опте, так и в рознице) отличаются в разы. К примеру, в нефтедобывающей России розничная стоимость литра бензина приближается к его стоимости на американских бензоколонках.
Что касается рынка природного газа, здесь понятие "мировые цены" еще более относительно. Зачастую цена определяется индивидуальными контрактами, по причине множества факторов, связанных, прежде всего, с географическим местонахождением поставщика и потребителя. Примерно то же можно сказать и об электроэнергии.
Постоянные упреки России в скрытом субсидировании посредством низких цен на энергоносители являются неотъемлемым элементом экономической политики западных корпораций, проводимой руками мировых финансовых организаций. Она направлена на сдерживание и недопущение роста эффективности российских производителей, а следовательно, конкурентоспособности их товаров. Россия представляет интерес для развитых стран исключительно как сырьевой поставщик, являющийся одновременно крупнейшим потребителем товаров и услуг, производимых за рубежом. Для денег западных компаний она предлагает уникальный оборотный цикл, чем выгодно отличается от "сырьевых придатков" из Африки, Азии и Латинской Америки. Последние, поставляя сырье, просто не способны поглощать в таких же, как наша страна, объемах производимые Западом "плоды цивилизации". Скупая на нефтедоллары бесконечные компьютеры, автомобили, самолеты и прочую продукцию с высочайшим уровнем добавленной стоимости, Россия планомерно развивает промышленный и научный прогресс своих "торговых партнеров". Это бесценный подарок для экономически развитых стран, а значит, они приложат все имеющиеся силы, чтобы подобная ситуация сохранялась как можно дольше.