"Неприличное предложение" сделали совладельцы "ЮКОСа" государству
Группа акционеров "ЮКОСа" сделала необычное предложение Кремлю.
"ЮКОС" в 2003 г. добыл 80,8 млн т нефти. Выручка НК за девять месяцев 2003 г. по стандартам US GAAP - $12,199 млрд, чистая прибыль - $2,546 млрд. Капитализация компании, по данным РТС, вчера составила $33,3 млрд.
Около 52% акций "ЮКОСа" находятся под контролем Group Menatep. Основные акционеры группы обвиняются в экономических преступлениях: Ходорковский и Лебедев находятся под арестом, Невзлин, Дубов и Брудно эмигрировали в Израиль и объявлены Генпрокуратурой в розыск, а Василий Шахновский был приговорен к лишению свободы на год, но освобожден в зале суда. Эксперты прогнозировали, что в результате давления со стороны правоохранительных органов владельцы Group Menatep могут потерять контроль над "ЮКОСом". Но ни чиновники, ни опальные совладельцы компании никогда публично не обсуждали такую возможность.
А на выходных эмигранты объявили, что готовы поделиться своими акциями "ЮКОСа" с государством или с выбранными Кремлем структурами в обмен на свободу Ходорковского и Лебедева. "Мы готовы сделать что угодно, лишь бы вытащить наших друзей из тюрьмы, - заявил Невзлин в интервью агентству Bloomberg. - Если есть гарантия, что их выпустят, мы откажемся от своих акций. Гарантия может быть одна: сначала - освобождение, потом - наши пакеты". Ему вторит Дубов: "Я бы не раздумывая отдал свой пакет в обмен на свободу этих людей". "Мы готовы передать наши акции тому, на кого укажут власти, если они в ответ гарантируют свободу Ходорковскому и Лебедеву", - подтвердил "Ведомостям" Брудно.
Невзлин поясняет, что никаких конкретных предложений властям акционеры Group Menatep не делали. "Репортер спросил меня, что бы я выбрал, если бы мне предложили выбирать между свободой Ходорковского и акциями, - сказал он "Ведомостям". - Если бы Ходорковский и Лебедев были на законных основаниях освобождены из под-стражи, а государство по-прежнему считало бы нас неприемлемыми акционерами "ЮКОСа", мы могли бы обсудить вопрос продажи акций". Невзлин говорит, что не готов определить объем пакета, который акционеры Group Menatep могли бы уступить государству: "Я не знаю, хотят ли власти, чтобы мы вообще вышли из состава акционеров, или для них достаточно, чтобы мы не владели контрольным пакетом".
Брудно затрудняется рассказать о возможном механизме подобной сделки, а также назвать человека, с которым акционеры "ЮКОСа" согласились бы вести подобные переговоры. При этом он отметил, что решение о передаче или продаже "ЮКОСа" может быть принято только после согласования с остальными совладельцами Group Menatep. Брудно и Невзлин говорят, что не знакомы с мнением Ходорковского, Лебедева и Шахновского по этому вопросу. Адвокат Ходорковского Антон Дрель вчера отказался от комментариев, представители Лебедева и Шахновского не были доступны.
Чиновники исключают возможность такой сделки. "Мы это предложение даже комментировать не будем, - говорит сотрудник Генпрокуратуры. - Оно абсурдно". "Вы представляете, как будет выглядеть власть, провозгласившая примат закона, а потом выпускающая обвиняемого в преступлении в обмен на его собственность? " - недоумевает высокопоставленный сотрудник администрации президента.
Но Стивен Дашевский из "Атона" напоминает, что экс-президент "СИБУРа" Яков Голдовский был выпущен из тюрьмы в обмен на сделку с нефтегазохимическими активами, а предпринимателю Владимиру Гусинскому пришлось обменять на свободу свои медиаактивы. "В этих случаях возвратом активов хотя бы формально занималось не государство, а "Газпром", - говорит эксперт. - Я не верю, что сейчас возможна такая сделка". Об этом говорит и кремлевский источник "Ведомостей": "Достаточно вспомнить конфуз с освобождением Гусинского, чтобы не повторять глупость".
А близкий к "ЮКОСу" источник рассказал "Ведомоостям", что Ходорковский передал через адвокатов свою позицию компании и она, по свидетельству собеседника "Ведомостей", "была негативной". На днях сам "ЮКОС" и адвокаты Ходорковского сделают соответствующее заявление, пообещал он. "А предложение Невзлина может только осложнить переговоры с властями", - заключил источник.