"ЛУКОЙЛ" сортирует активы
"ЛУКОЙЛ" собирается покупать активы за рубежом и продавать - в России. Компании интересны добывающие мощности в Ливии и Венесуэле, перерабатывающие - в странах Северной Америки и Европы и сбытовые сети в Венгрии, Турции и Черногории.
О планах "ЛУКОЙЛа" заявил вчера на проходящей в Лондоне "нефтяной неделе" заместитель руководителя департамента стратегического планирования компании Сергей Рогов. Как сообщает "Интерфакс", он заявил журналистам, что компания хотела бы участвовать в проектах по нефтедобыче в Ливии и Венесуэле. Впрочем, заметил он, никаких конкретных договоренностей на этот счет пока нет. Зарубежную экспансию российская компания намерена проводить и в сфере down stream. В частности, по словам Рогова, "ЛУКОЙЛ" интересуют нефтеперерабатывающие мощности в США или Канаде, Польше, Белоруссии, Швеции, Голландии. "ЛУКОЙЛ" также рассматривает возможность приобретения сбытовых сетей в Венгрии, Турции и Черногории.
В России же "ЛУКОЙЛ", напротив, займется распродажей низкорентабельных активов. Так, в ближайшее время, по словам представителя компании, она планирует продать около сотни автозаправочных станций. "Это небольшие заправки, объем реализации на которых не превышает 1 т нефтепродуктов сутки", - уточнил Рогов. На продажу будут выставлены и святая святых нефтяников - добывающие активы. По словам Рогова, во второй половине этого года "ЛУКОЙЛ" рассчитывает продать несколько мелких компаний с добычей менее 5000 т в месяц в Республике Коми, Пермской области и Поволжье. Он сказал, что для реализации этих активов могут быть проведены закрытые тендеры.
Начальник отдела "ЛУКОЙЛа" по работе с инвесторами Геннадий Красовский пояснил "Ведомостям", что в озвученных в Лондоне планах зарубежной экспансии речь идет всего лишь о потенциально интересных для компании регионах мира. "Никаких конкретных проектов там пока нет, как нет и активного их поиска", - утверждает Красовский. Конкретизируя планы продажи автозаправочных станций, представитель "ЛУКОЙЛа" сказал, что уже отобран ряд регионов "с маргинальным присутствием компании, откуда мы будем уходить". Он не назвал эти регионы, сославшись на коммерческую тайну. Но при этом Красовский пояснил, что количество лукойловских заправок в каждом из них измеряется единицами, а доля рынка, принадлежащая компании, не превышает 10%.
Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров считает, что акцент "ЛУКОЙЛа" на наращивание зарубежных активов отражает его стремление повысить конкурентоспособность путем превращения в транснациональную компанию. "Но для этого им надо иметь за рубежом не менее 20% своей добычи, от чего они пока еще очень далеки", - замечает эксперт. Заявления об интересе к перерабатывающим мощностям в разных регионах мира он считает дежурными и полагает, что пока за этими словами ничего не стоит. По его мнению, в последние годы "ЛУКОЙЛ" стал более разборчивым в приобретении зарубежных активов и вряд ли будет покупать НПЗ. "Переработка в Западной Европе и США при высоких ценах на нефть крайне низкорентабельна, - говорит Нестеров, - Поэтому, если потребуется, "ЛУКОЙЛ" скорее пойдет на аренду мощностей, причем с наибольшей вероятностью - в Восточной Европе, где ниже конкуренция".