От "Славнефти" просят $1,2 млрд
Инвестфонд Vostok Nafta пошел в атаку на "Славнефть" и ее основных владельцев - ТНК-BP и "Сибнефть".
В 2003 г. "Мегионнефтегаз" добыл 16,4 млн т нефти, его чистая прибыль за девять месяцев - 785 млн руб. "Славнефти" принадлежит 60,66% акций предприятия, еще 27,5% акций владеют три кипрских офшора. По данным Vostok Nafta, это траст CDSV Trust, бенефициарами которого являются ТНК и "Сибнефть", которым принадлежит более 98% акций самой "Славнефти". Около 7% акций "Мегионнефтегаза" владеет группа инвесторов, в частности фонд Vostok Nafta Investments.
Vostok Nafta - инвесткомпания, специализирующаяся на инвестициях в российский нефтегазовый сектор. Шведские депозитарные расписки компании котируются на Стокгольмской фондовой бирже. Более 50% акций Vostok Nafta принадлежат западным институциональным инвесторам. 75% портфеля компании составляют акции "Газпрома" более 1% акций монополиста.
"Группа миноритарных акционеров возмущена принципами корпоративного управления, используемыми в "Славнефть-Мегионнефтегазе", - заявил управляющий директор Vostok Nafta Пер Бриллиот. По его словам, "Мегионнефтегаз" - это высокоприбыльное предприятие, но его материнская компания "Славнефть" и ее совладельцы (ТНК-BP и "Сибнефть") переводят его доходы в "Славнефть".
Бриллиот пояснил, что "Мегионнефтегаз" уступает право экспортировать нефть материнской компании (в IV квартале 2003 г. - 99,4% полученного графика). Кроме того, "Мегион" продает нефть торговым компаниям по "корпоративным (или трансфертным) ценам". "Какие стимулы побуждают "Мегионнефтегаз" продавать нефть по $7 - 8 за баррель, когда компания может продавать ее по мировым ценам (около $24)? " - возмущается Бриллиот. По его оценке, из-за действий "Славнефти" за 2002 г. и девять месяцев 2003 г. "Мегионнефтегаз" недополучил $1,2 млрд, а чистая прибыль за девять месяцев 2003 г. составила всего $23 млн, а "Славнефти" - $160 млн. По расчетам фонда, в первом полугодии 2003 г. выручка на баррель добытой нефти у "Мегиона" составила $7,8 против $14,5 у "Башнефти", $22,1 - у ТНК, $31,4 - у "Сибнефти" и $36,2 - у "ЛУКОЙЛа".
Теперь миноритарии "Мегионнефтегаза" требуют отказаться от трансфертных цен и вернуть "уведенную" выручку.
Директор Vostok Nafta Алекс Уильямс считает все эти действия сделками с заинтересованностью, которые должны были одобрять акционеры на общем собрании, причем без учета голосов акционеров, заинтересованных в сделке. Ими он считает "Славнефть" и три кипрских офшора, владеющих 27,5% акций "Мегиона" (см. схему). По сведениям Vostok Nafta, этим пакетом владеют трое граждан Кипра через траст (CDSV Trust - его бенефициарами являются ТНК и "Сибнефть"). Соответствующие иски Vostok Nafta от имени миноритариев обещает подать в течение нескольких дней. Два иска, по словам Уильямса, уже поданы: в арбитражный суд Москвы к компании "Славнефть-маркет" и в арбитраж Ханты-Мансийского автономного округа - против "Мегионнефтегаза". Кроме того, Vostok Nafta взывает к британской BP, которая создала с ТНК СП.
В "Славнефти" и "Сибнефти" отказались от комментариев. А сотрудник пресс-службы BP Рони Чэппл заявил "Ведомостям", что его компания "всегда остается приверженцем самых высоких стандартов корпоративного управления и является сторонником прозрачных отношений со всеми акционерами".
Адвокат Максим Трофимов считает, что Vostok Nafta предстоит доказать суду аффилированность трех кипрских офшоров со "Славнефтью", а также то, что оспариваемые сделки требовали одобрения собранием акционеров. По его мнению, у истцов "есть шанс доказать, что действия исполнительного органа причинили убытки обществу". Эту точку зрения разделяют несколько опрошенных "Ведомостями" юристов. По словам одного из них, "многое зависит от того, что записано в трастовом договоре".
Источник, близкий к акционерам "Славнефти", полагает, что цель Vostok Nafta - продать свой пакет в "Мегионнефтегазе" основным владельцам компании. Уильямс из Vostok Nafta подтвердил, что миноритарии готовы продать свою долю на таких же условиях, на которых акции "Мегиона" были внесены в ТНК-BP. По словам Уильямса, если за 25% акций "Славнефти" было уплачено $1,4 млрд, то 8% акций "Мегионнефтегаза", на который приходится 92% ее добычи, стоят около $270 млн.
В российской истории есть примеры того, как настойчивые миноритарии с выгодой продавали свои доли мажоритарному акционеру. ТНК, будучи в 2000 - 2001 гг. миноритарием "Славнефти", критиковала те же самые трансфертные цены до тех пор, пока не получила долю ее в доходах. А "Сибнефть" после корпоративной войны продала структурам "Роснефти" 26% акций "Ставропольнефтегаза". А вот акционеры других "дочек" "Роснефти" - "Пурнефтегаза" и "Краснодарнефтегаза", несмотря на локальные победы в судах, так и не смогли ничего добиться.