Станет ли Азербайджан новой Норвегией
Четверть века назад делались различные предсказания относительно запасов сырой нефти. Согласно тем предположениям мы должны были исчерпать запасы уже сегодня.
Доказанные мировые запасы нефти составляли к концу 2001 года около 138,5 миллиарда тонн, на начало 2004 года из кладовых планеты возможно извлечь уже 189 млрд. тонн. Ожидается, что открытие иракского экспорта дополнительно вольет во всемирную черную реку 500-600 тыс. баррелей в день. Американская администрация считает, что в этом году стоимость экспорта из оккупированной страны составит 1 млрд. долл. в месяц.
Прошлый год, несмотря на все запугивания и военные встряски, серьезных изменений на нефтяном рынке не вызвал. Рынок доказал устойчивость, как отмечает журнал "Нефтегазовая вертикаль", несмотря на уход с рынка в среднем 10 млн. тонн нефти в месяц на протяжении достаточно длительного периода, мировое производство нефти выросло на 4, 1% до максимального за последние 4 года уровня в 3,393 млрд. тонн. Добычу увеличили оба ведущих производителя - Саудовская Аравия и Россия. Мировые запасы нефти тоже увеличились, однако это не вполне отражает объективные тенденции отрасли. Отчасти рост произошел из-за изменения оценок запасов в нескольких регионах в Иране и, например, Канаде, где в категорию доказанных были почему-то включены запасы битуминозных песков. В январе этого года разгорелся скандал с компанией Shell, 4 млрд. баррелей ее резервов были переведены из категории "подтвержденных" в категорию "вероятных". Ошибка Shell дает повод пересмотреть стандарты регистрации запасов в масштабах всей отрасли, и возможна глобальная независимая аудиторская экспертиза крупнейших производителей.
МИРОВОЙ СПРОС НА УГЛЕВОДОРОД БУДЕТ РАСТИ
Согласно данным доклада Международного энергетического агентства, спрос на нефть в 2004 году составит 79,6 млн. баррелей в день. На начало 2004 года мировые запасы составили 189 млрд. тонн, что почти на 23% больше, чем два года назад.
В результате увеличения запасов на 40%, до 1 7 млрд тонн, Иран теперь занимает четвертое место в мире и второе среди стран - членов ОПЕК. Иран объявил об увеличении запасов не только нефти, но и газа на 3,6 трлн. куб. м. Однако лидером этого года явился Катар, где начатые проекты на базе супергигантского месторождения North Field позволили поднять официальную оценку доказанных запасов почти вдвое.
В Азербайджане, согласно проектному анализу Азери-Чыраг-Гюнешли, ожидаемая добыча нефти достигнет 1 млн. баррелей в сутки, что составляет 1/3 добычи нефти в Норвегии. По мнению некоторых экспертов, будущая прибыль Азербайджана по этому проекту оценивается в 21-28 млрд. долларов, а это в 16 раз больше нынешнего бюджета республики.
Увеличение числа новых газовых проектов в 2003 году приняло лавинообразный характер. При объеме торговли 170 млрд. куб. м в 2003 году на разной стадии развития сейчас находятся 34 проекта по созданию новых мощностей по сжижению газа, охватывающие около 350 млрд. куб. м, и 74 проекта строительства приемных терминалов на 480 млрд куб.м.
Мировая добыча газа выросла на 3, 8%. Среди 15 ведущих газодобывающих государств, на долю которых приходится более 84% мирового производства, рост отмечен в Нидерландах, Туркменистане, Саудовской Аравии, Норвегии и России.
К 2010 ГОДУ - 20 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ
Около 70% территории Азербайджанской Республики считаются перспективными с точки зрения наличия извлекаемых нефти и газа. В части Каспийского моря, прилегающей к территории Азербайджана, выявлено и подготовлено к разработке около 140 структур. Большая часть месторождений на суше относится к "старым", с высоким показателем выработанности запасов. Однако Азербайджан - одна из немногих бывших советских республик, которым удалось привлечь в качестве инвесторов многочисленные западные компании. По прогнозам Министерства экономики Азербайджана, размер инвестиций в 2010 году перевалит за 20 млрд. долларов. Подавляющее большинство этих контрактов относится к проектам разработки морских месторождений. Вслед за "контрактом века" в Азербайджане в дальнейшем были подписаны соглашения о разведке и разработке таких месторождений, как Карабах, Талыш-Дениз, Ленкорань-Дениз, Шах-Дениз, Инам и другие.
Наибольшие ожидания на сегодняшний день дают газовые горизонты Шах-Дениза. Норвежская компания Statoil назначена коммерческим оператором этого газоконденсатного месторождения Азербайджана. Она будет распоряжаться продажей газа, контрактным администрированием и бизнес-развитием месторождения. В ее компетенцию будет входить также система Южно-Кавказского газопровода, включая распределительные сети в Азербайджане, Грузии и Турции.
Бюджет инвестиций проекта "Шах-Дениз" (upstream and midstream) составляет 3,2 млрд. долл., из них доля Statoil - 815 млн. долл. Норвежская компания станет оператором во вновь организованной Азербайджанской газодобывающей компании (Azerbaijan Gas Supply Company - AGSC). Ежегодные поставки газа компании должны составить 8,4 млрд. куб. м. Кроме того, ежегодно будет добываться 14,6 млн. барр. конденсата. Параллельно строящемуся нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан будет проложен 690-километровый газопровод из Баку через Грузию в Турцию; он начнет действовать в 2006 г. В Азербайджан уже поступила первая партия труб и другого оборудования для проекта.
По завершении I фазы развития добыча газа на месторождении удвоится. Шах-Дениз примерно вдвое крупнее шельфового месторождения Ормен-Ланге в Норвежском море, которое будет разрабатывать Norsk Hydro.
В освоении Шах-Дениза кроме Statoil участвует ВР (обе компании владеют долей по 25,5% акций), а также Socar, TotalFinaElf, Naftiran, LukAgip (все по 10% акций) и Turkish Petroleum (9%).
Благодаря трубопроводу с Шах-Дениз Турция также становится центральным газораспределителем южной Европы. В ближайшее время увеличится мощность соединения с греческими газопроводами и поток газа из Азербайджана будет влиять на ценовую политику внутри европейских стран. Расширение Евросоюза на Восток увеличивает спрос на "голубое топливо", в то же время ожидается частичное сокращение существующих ресурсов. Поэтому потенциальная конкуренция с иранским газом в Турции скажется не столь фатально на стоимости транспортировки из Азербайджана.