Министр не спит
Новый глава Минприроды Юрий Трутнев вчера доказывал справедливость поговорки Lновая метла по-новому метет¦. Он сходил к президенту и сообщил ему о своем намерении ликвидировать систему выдачи лицензий на разработку месторождений.
LСпать нельзя ни одного дня! Как только назначили, заработная плата уже начисляется, то есть учитывается, за что деньги платят¦, -- говорил Владимир Путин журналистам в ночь после выборов.
В нефтяных кругах полагают, что г-н Трутнев после скандала с массовой выдачей лицензий структурам ЛУКОЙЛа и предпринимателя Вартана Вартанова его предшественником в последний день работы (см. газету LВремя новостей¦ от 15 марта) хочет сказать: LЯ не такой, я хороший¦. Сейчас, судя по всему, все пользователи природных ресурсов (в том числе и ЛУКОЙЛ) ждут от г-на Трутнева того, что министерство перестанет быть одним из самых коррумпированных. Новый министр старается оправдать ожидания: LСегодня создана система, использующая некоторые изъяны в законодательстве и дающая возможность чиновникам саботировать решения и определять, кому давать лицензии на месторождения, а кому -- нет, -- заявил он на встрече с Владимиром Путиным. -- Мы считаем очень важным эту систему полностью ликвидировать и перейти на такую схему, когда от чиновников не зависит предоставление кому-либо месторождений и прав на их эксплуатацию¦.
Представитель нефтяной компании из пятерки крупнейших говорит, что главная претензия к прежнему руководителю Минприроды Виталию Артюхову была в том, что он за три года практически не выдавал новых лицензий и не подписывал дополнительных соглашений к уже выданным. LНовые лицензии берегли -- находили тысячи бредовых причин, чтобы не выдавать их, -- говорит нефтяник. -- А дополнительные соглашения бывший министр вообще не подписывал, чем подставил все нефтяные компании под серьезные риски: ведь если компания добывает нефти хотя бы на одну тонну больше, чем записано в лицензии, то получается, что она нарушает условия лицензирования. А ведь жизнь не стоит на месте, изменения в лицензии нужны минимум раз в полгода--год¦. Именно формальное невыполнение лицензионных соглашений в связи с этим в последние месяцы превратилось в инструмент для угроз отобрать лицензии -- с этим столкнулись прежде всего ЮКОС и ТНК-ВР, которой пригрозили отобрать Ковыктинское газоконденсатное месторождение (угроза, судя по всему, была связана с обострением в переговорах по вступлению в проект LГазпрома¦).
Представитель другой компании говорит, что еще одним бюрократическим заслоном на пути нефтяников со стороны Минприроды было отсутствие желания заниматься разработкой процедуры выдачи Lсквозных¦ лицензий (включающих разрешение не только проводить геологоразведку, но и непосредственно разработку месторождений и добычу сырья). Кроме этого, напоминает он, много споров всегда велось относительно того, кто же должен выдавать лицензии: до сих пор они выдавались федеральным центром, но в обязательном порядке требовалось согласование с региональной властью. Из-за этого всегда было непонятно, кто несет ответственность за отказ в выдаче лицензий.
Ну и самой скандальной темой в вопросе выдачи лицензий всегда был вопрос, что лучше -- аукционы или конкурсы. Самое громкое дело по этому поводу случилось незадолго до прихода г-на Артюхова в Минприроды: Вал Гамбурцева был отдан небольшой LСеверной нефти¦ (тогда еще подконтрольной Андрею Вавилову), которая предложила в качестве бонуса всего 7 млн долл., несмотря на то что крупные компании предлагали суммы порядка сотни миллионов.
Эксперты в нефтегазовой отрасли считают, что если г-н Трутнев реально пойдет по пути устранения бюрократических препонов в лицензировании, то инвесторы будут только приветствовать его деятельность. LВ целом реформа недропользования очень затянулась, -- говорит аналитик LТройки Диалог¦ Валерий Нестеров. -- У нее сейчас много авторов, реальных же дел нет. Лакмусовой бумажкой для проверки нового Минприроды будет позиция министерства по Талаканскому месторождению¦.
Как известно, правительство собиралось выставить "Талакан" на повторный аукцион (так как LСаханефтегаз¦, выигравшая первый конкурс, не заплатила обещанных денег государству -- 500 млн долл.), но он постоянно переносился. В конце прошлого года Минприроды выдало LСургутнефтегазу¦ временную лицензию на это месторождение, а чуть позже якутский суд решил выдать этой компании постоянную лицензию, так как в первом аукционе она заняла второе место (предложив 61 млн долл.). Минэкономики на днях пообещало оспорить решение якутского суда, а вчера появилась информация о том, что оно подготовило условия нового аукциона со стартовой ценой 200 млн долл. и попросило г-на Трутнева заняться судебной тяжбой и отобрать лицензию у LСургутнефтегаза¦.
Впрочем, нельзя исключать, что Минприроды повременит с однозначной оценкой ситуации по "Талакану". Дело в том, что на это достаточно крупное месторождение помимо российских нефтяных гигантов претендовала китайская национальная компания CNPC, которая давно намеревается работать в России. LВозможно, нужно разработать некоторые ограничения по продаже месторождений иностранцам, -- говорит г-н Нестеров, -- иначе они все могут скупить¦.
Тем не менее, считает эксперт, в любом случае бизнес ждет открытых правил игры и надеется, что наконец будет такой министр, который желает того же.
Решения, принятые вчера Минприроды
1. Экспертная комиссия министерства одобрила ТЭО инвестиций проекта строительства трубопровода в АТР. LТранснефть¦ ранее подготовила маршрут трубопровода из Ангарска, по которому трубопровод огибает Байкал с севера, а ЮКОС был заинтересован в строительстве Lюжного¦ варианта, уже согласованного с Китаем. Оба варианта предусматривали прокладку трубы на расстоянии около 80 км от озера. Теперь в соответствии с новым вариантом проекта расстояние от нефтепровода до Байкала увеличилось вдвое.
2. Министерство выступило за скорейшую достройку Богучанской ГЭС за счет частных инвестиций и не видит препятствий для ее объединения с Красноярской ГЭС, передает Интерфакс. Минэкономики предложило отказаться от продажи Богучанской ГЭС частному инвестору и достраивать ее на средства инвестпрограммы РАО "ЕЭС России" за счет прибыли будущей оптовой генерирующей компании, в которую должна войти ГЭС. В Минприроды считают, что финансирование достройки станции за счет инвестпрограммы РАО в условиях планируемого государством "жесткого ограничения" роста абонентной платы "не представляется возможным", а "аккумулирование необходимых инвестиционных ресурсов ОГК до полного запуска конкурентного рынка не будет обеспечено". Что касается объединения ГЭС, то, считают в министерстве, "контроль одной компании над замыкающими в своих каскадах ГЭС (Красноярская -- на Енисее, Богучанская -- на Ангаре) может снять предпосылки обвинения органов госуправления в предпочтениях той или иной компании при установлении режимов работы водохранилищ".
3. Единые правила использования водных ресурсов озера Байкал, водохранилищ Ангарского и Енисейского каскадов, за разработку которых взялся замминистра природных ресурсов Николай Тарасов, начнут действовать с января 2005 года. Они позволят в маловодные годы снижать уровень Байкала и вырабатывать больше дешевой электроэнергии, а также повысят объем речных перевозок, поскольку увеличится время навигации, что положительно отразится на экономике региона, считает руководитель Минприроды.