Рай обеспечат террористы, китайцы и автомобили
Ослабление накала страстей на мировом нефтяном рынке, случившееся в понедельник, оказалось событием сугубо техническим, а следовательно кратковременным.
В пользу такого развития событий говорят два существенных фактора, перебить которые не в силах никакие неопределенные слухи по части "брожения мыслей" в рядах ОПЕК.
Один из них в полной мере стал таковым лишь вчера, хотя его влияние на рынок в скором времени может оказаться сопоставимым с "иракским фактором". Речь идет об устранении Израилем духовного лидера и основателя палестинского экстремистского движения ХАМАС шейха Ахмеда Ясина. Соратники убитого лидера поклялись жестоко отомстить Израилю и США, без согласия администрации которых израильское правительство, по их мнению, не посмело бы посягнуть на столь важную фигуру. Угроза полной дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке, а также риск террористических ударов по США многократно возрастают, что неизбежно сказывается на нефтяном рынке.
Крупнейшие мировые нефтедобытчики в лице арабских стран имеют все основания оказаться в двойственной ситуации. С одной стороны, им неизбежно придется столкнуться с внутренним давлением агрессивно настроенных исламистских группировок, требующих бойкотировать нефтяные поставки в США, с другой v с бизнес-интересами нефтяных шейхов и зависимого от США политического руководства.
Подобное обстоятельство, скорее всего, будет способствовать разрешению зародившегося в картеле спора не в пользу отсрочки сокращения добычи. Так, например, министр нефти Катара Абдулла аль-Аттийя поспешил заявить, что 31 марта на конференции ОПЕК может отказаться от февральского плана, однако позднее в интервью агентству Reuters добавил, что он не поддержит отсрочку сокращения нефтедобычи.
Еще дальше пошел министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, заявив в интервью итальянской газете Il Sole 24 Ore, что не представляет, как пойдет обсуждение на конференции ОПЕК 31 марта и каков будет ее итог. При этом Аль-Наими добавил, что нынешние высокие цены на нефть связаны не с дефицитом нефти как таковой, а с действиями спекулянтов и низкими товарными запасами бензина в США.
Здесь нефтяной министр Саудовской Аравии затронул достаточно сложный и спорный вопрос, лежащий в основе второго основного фактора, определяющего перспективы нефтяного рынка.
Действия спекулянтов уже не являются основной определяющей силой, способствующей росту цен, а скорее становятся его следствием. Согласно ежемесячным докладам Международного энергетического агентства, мировой спрос на нефть продолжает планомерно повышаться. Последний раз (11 марта с.г.) агентство повысило оценку спроса на 250 тыс. баррелей в день. Это значит, что в 2004 г. мировой спрос будет составлять 80,2 млн баррелей в день, тогда как годом ранее эта цифра находилась на отметке 77 млн баррелей в день.
По мнению экспертов, главным виновником роста спроса на нефть остается Китай, усиленно развивающий экономику и наращивающий количество автомобилей.
Помимо "китайского фактора", аналитики рассматривают и другой немаловажный аспект. Считается, что относительно невысокие нефтяные цены середины-конца 90-х способствовали замедлению развития энергосберегающих технологий. Более того, дешевое топливо позволило представителям транспортного машиностроения вновь увлечься выпуском мощных и крайне энергоемких транспортных средств. В первую очередь это относится к автомобилям с повышенным рабочим объемом двигателя, вернувшим себе популярность во многих странах мира. Как известно, подобные машины отличаются особой "прожорливостью", что не могло не сказаться на общем уровне энергопотребления. Сегодня, по данным МЭА, доля транспорта в суммарном балансе нефтепотребления выросла до 58% по сравнению с 38% в 1973 году.
Наложение эффектов воздействия двух обозначенных факторов способно обеспечить нефтяному рынку еще как минимум пару лет предельно высоких нефтяных цен.
Сложно сказать, насколько благоприятным данный прогноз является для России. Практика последних лет показала, что дорогая нефть стала для российской экономики не мобилизующим, а расслабляющим фактором, тормозящим любые структурные изменения принципов хозяйствования.