Прогнозы цен на нефть увеличены в 1,5 раза
Эксперты и аналитики нефтяного рынка активно пересматривают прогнозы цен на топливо в сторону повышения.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), потребление нефти в 2004 году составит 80,3 млн баррелей в день, что на 1,86 млн баррелей выше показателя за 2003 год.
II квартал года - традиционное время падения спроса на нефть. Нынешний год - не исключение. Но если в прошлом году снижение потребления составило 3,2 млн баррелей в день, то в текущем - по прогнозам МЭА, лишь 2 млн баррелей в день.
В росте спроса на нефть и нефтепродукты "виноваты" в основном США и Китай. Производство бензина в США, например, этим летом достигнет, по прогнозу МЭА, рекордного уровня 8,46 млн баррелей в день. Это на 2,4% больше, чем в 2003 году. В Китае же потребление нефти в I квартале 2004 года было на 18% выше прошлогоднего, при этом импорт нефти в Китай вырос за это время на 9%.
Мировой рост потребления нефти происходит на фоне еще более бурного роста цен на нее. Логично предположить, что долго так продолжаться не может, и рынок должен "отыграть" назад - либо по объемам потребления, либо по ценам. Но ни того, ни другого не происходит. Эксперты считают, что мировая экономика вошла в новый этап развития - со стабильно высокими ценами на нефть.
Россия имеет уникальный шанс воспользоваться сложившейся ситуацией. Нынешний объем поставок сырой нефти за рубеж - более 8,5 млн баррелей в сутки - полностью использует возможности экспортной системы. Добычу же можно увеличивать и дальше. Компании пытаются пользоваться любой возможностью доставки нефти через границу, включая довольно экзотические. "Роснефть" в качестве терминала использует огромный танкер, стоящий на якорях близ поселка Каменка на российском побережье Арктики. С него нефть поставляется на другие танкеры, которые из-за своих размеров не могут войти ни в один северный российский порт. Этот проект позволит "Роснефти" поставлять ежесуточно до 300 тыс. баррелей нефти. "Транснефть" расширяет терминал близ Санкт-Петербурга и трубопроводную систему, которая позволит перекачивать сюда нефть из Западной Сибири. "ЮКОС" вкладывает средства в развитие железнодорожных поставок в Китай. В общей сложности усилия по "расширению трубы", по оценке специалистов "Транснефти", должны привести к росту экспортных возможностей России до 10 млн баррелей нефти в сутки уже в 2005 году.
Основные же планы российских нефтекомпаний до недавнего времени были связаны со строительством частных нефтепроводов. "ЮКОС" активно продвигал идею строительства мощного нефтепровода до Китая; "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз" намеревались вложить 3,5-4,5 млрд долларов в трубу из Западной Сибири до Мурманска. Но в первом случае компания проиграла конкуренту - госкомпании "Транснефть", второй проект также не вызывал восторга у правительства.
На прошлой неделе премьер-министр Михаил Фрадков окончательно разрушил фантазии о частных магистральных нефтепроводах, жестко заявив в пятницу, что их не будет. Однако при этом он добавил, что "доступ к трубопроводам должен быть свободным, как и к любым другим ресурсам". На самом деле государство практически полностью берет на себя ответственность за объем российского экспорта нефти: сколько потребуется государству нефтяных доходов - столько и получит.