"Татнефть" ищет партнера
"Татнефть" не рассталась с идеей найти для крупнейшего в России производителя шин - "Нижнекамскшины" стратегического партнера. Но для начала "Татнефть" хочет увеличить свою долю в предприятии до 100%.
"Нижнекамскшина" - крупнейший шинный завод в России. В 2003 г. он произвел около 10,7 млн шин. Выручка предприятия составила 10,3 млрд руб. , балансовая прибыль - около 150 млн руб. "Татнефти" принадлежит 75,2% акций "Нижнекамскшины", менеджерам завода - около 13% , компании "ТАИФ" - 1,55%.
Еще год назад "Татнефти" принадлежало чуть более 50% обыкновенных акций "Нижнекамскшины". Весной 2003 г. нефтяники инициировали допэмиссию, в результате которой уставный капитал шинного завода должен был вырасти в 10 раз. Но миноритарии "Нижнекамскшины" почти не участвовали в размещении. Большую часть допэмиссии выкупили структуры "Татнефти". В итоге было размещено лишь 11,6% от общего объема выпущенных акций, а доля "Татнефти" увеличилась до 75,2% голосующих акций.
Однако "Татнефть" воздержится от инвестиций в шинное производство из-за наличия других масштабных проектов, говорит замгендиректора "Татнефти" Роберт Ханнанов. Еще один менеджер "Татнефти" говорит, что компания рассматривает два варианта развития "Нижнекамскшины". Первый предполагает выход на рынок публичных заимствований. Второй предусматривает альянс со стратегическим инвестором. Причем "Татнефть" готова отдать партнеру контроль над заводом, говорит собеседник в нефтяной компании. "Есть желание ставить на западного партнера - Michelin, Goodyear или Nokian. Но вначале предлагается провести сделку с одной из российских шинных компаний - "СИБУРом" либо "Амтелом", - рассуждает менеджер "Татнефти". - Такой альянс мог бы занять не менее половины российского рынка. Это позволило бы договариваться с иностранным инвестором на более выгодных условиях". Пресс-атташе "Амтела" Алексей Шакиртдинов сомневается, что его компания заключит альянс "Нижнекамскшиной", так как "Амтел" "увлечен собственными проектами, требующими масштабного финансирования". Получить комментариев в "СИБУРе" не удалось.
Окончательно определить стратегию развития шинного завода в "Татнефти" рассчитывают до конца июня. Но уже 5 апреля совет директоров "Татнефть-Нефтехим" (владеет около 60% акций завода и на 100% принадлежит "Татнефти") одобрил идею конвертировать в акции задолженность "Нижнекамскшины" на сумму 3 млрд руб. перед "Татнефтью". Предполагается, что в ходе допэмиссии уставный капитал завода вырастет с 65,7 млн руб. до 227 млн руб. Ханнанов полагает, что вопрос о допэмиссии будет вынесен на внеочередное собрание акционеров "Нижнекамскшины" не раньше августа. Он считает, что миноритарные акционеры не будут участвовать в размещении допэмиссии. А значит, доля "Татнефти" может превысить 90%.
Аналитик "Проспекта" Дмитрий Царегородцев считает, что "Татнефти" по силам привлечь стратегического инвестора для "Нижнекамскшины". Он отмечает, что оборудование предприятия является относительно новым. А модернизация "Нижнекамскшины" при участии западного партнера поможет предприятию увеличить свою долю на российском шинном рынке.