Иракские "подводные террористы" могут поднять цены на нефть до 40 долларов за баррель
Нефтепроводам и танкерам угрожают иракские "подводные террористы". Если их деятельность будет успешной, цена на сырую нефть может превысить 40 долларов за баррель, предупреждает La Stampa, статью которой публикует Inopressa.Ru.
"Самую большую тревогу у меня вызывают эти высокоскоростные катера, наполненные взрывчаткой". Это высказывание британского контр-адмирала Дэвида Знельсона накануне войны в Ираке свидетельствует о том, что союзное командование усвоило урок, преподанный в начале января 2003 года в ходе генеральной репетиции войны - военных учений, когда весь флот коалиции был за несколько часов нейтрализован сотнями небольших катеров-камикадзе, быстроходных и невидимых для радаров.
Скоординированный теракт против терминала Хор-аль-Амая в Басре, осуществленный с помощью трех начиненных взрывчаткой катеров, позволяет сделать вывод о том, что иракское повстанческое движение решило применить против нефтяных структур тактику, благодаря которой "Аль-Каида" в октябре 2000 года сумела нанести удар по американского фрегату Cole в порту Адена.
Нефтяные терминалы, скважины и причалы более уязвимы, чем военные корабли, потому что речь идет о неподвижных объектах. Кроме того, у побережья катера и парусные лодки могут легко затеряться среди других участников местного морского движения. В Басре момент нанесения удара выбирался очень тщательно: одновременно на терминал должны были прибыть два танкера для загрузки двух миллионов баррелей нефти в каждый. "Если бы террористам удалось совершить хотя бы на одном танкере взрыв, сравнимый по мощности с теми, что поразили американский военный корабль и французский Limburg, - поясняет Джеймс Фей, эксперт по воспламеняющимся жидкостям и доцент Mit в Бостоне, - то образовавшийся огненный шар мог бы уничтожить все в радиусе 800 метров".
Кроме того, принимая во внимание, что речь идет об иракском морском нефтяном терминале, результат был бы просто катастрофическим: был бы прекращен экспорт нефти, около 1,6 млн баррелей в день, обеспечивающий основной приток средств, которые покрывают расходы на реконструкцию. Впрочем, и сейчас северный иракский трубопровод с терминалом в Турции на протяжении нескольких недель функционирует нестабильно по причине непрекращающихся актов саботажа.
"Прецедент с нефтяными скважинами на территории Кувейта, подожженными войсками Саддама Хусейна в 1991 году, - говорит Юсеф Ибрахими, директор Strategic Energy Investment в Дубаи, - позволяет представить, к каким последствиям для окружающей среды может привести крупномасштабный теракт на нефтяных объектах".
В подтверждение реальности подобных угроз ОПЕК вчера поспешила выступить с заявлением о том, что она обеспечит поступление на рынок необходимого количества нефти, если прекратятся иракские нефтяные поставки. Министр нефти Объединенных Арабских Эмиратов Обейд бен Саиф ан-Насери вместе с тем отметил: "У ОПЕК есть свои пределы. Если будут нанесены удары по нефтяным объектам нескольких стран, и у нас могут возникнуть проблемы".
Иными словами: если помимо иракских нефтяных скважин под огнем катеров-камикадзе окажутся нефтяные объекты ОАЭ или Саудовской Аравии, будет очень сложно избежать серьезного кризиса. Вероятность такого множественного удара по нефтяным объектам кажется вполне правдоподобной, ведь коалиционное командование и Временный управляющий совет Ирака подозревают, что за всем этим стоит "Аль-Каида", указывает La Stampa.
Нефтяные рынки немедленно отреагировали на возможную угрозу. "Инцидент в Басре указывает на то, что цены могут повышаться после того или иного сообщения. В конечном счете цена за баррель может превысить 40 долларов", - предупреждает Майк Армбрустер, аналитик и брокер Altavest Worldwide Trading, Калифорния.
"Морской истребитель" Пентагона
Совокупность стратегических, экономических и природных угроз послужила причиной того, что в Пентагоне решили бороться с угрозой катеров-камикадзе радикальными методами. В ближайшее время в качестве контрмер будет развернуто масштабное присутствие снайперов и сторожевых катеров, а также будет продолжаться осуществление постоянных повторяющихся проверок; в ходе одной из них погибли три американских моряка.
На среднюю и дальнюю перспективу министр обороны Дональд Рамсфельд намеревается усилить арсенал средств новым типом корвета, спроектированного специально для защиты побережья от малых плавсредств "морского терроризма".
Littoral Combat Ship, над которым в настоящее время работает Lockheed Martin, будет иметь небольшие размеры, обладать высокой скоростью, маневренностью, будет оснащен оружием и специальными приборами. Этим кораблем можно будет управлять на расстоянии, он сможет действовать в любых погодных условиях. Через несколько лет он превратится в своего рода электронного охранника нефтяных путей в Персидском заливе.