Английский след "ЮКОСа"
Генпрокуратура РФ заинтересовалась лондонскими офисами опальных нефтяников Английская газета The Independent в воскресенье сообщила о том, что Россия якобы обратились к МВД Великобритании с просьбой о проведении обысков в офисе представительств.
Английская газета The Independent в воскресенье сообщила о том, что Россия якобы обратились к МВД Великобритании с просьбой о проведении обысков в офисе представительства ЮКОСа в Лондоне. Никаких официальных подтверждений эта информация вчера так и не получила, но, судя по загадочному поведению властей обеих стран, как минимум переговоры на этот счет действительно ведутся. Так, представители МВД Великобритании, по сообщению информагентств, не стали ни опровергать этот факт, ни подтверждать его. Что-либо комментировать о предполагаемом взаимодействии с английскими властями не стали пока и в Генпрокуратуре. Более того, не пожелали говорить на данную тему даже в самом ЮКОСе. Правовое управление компании отсылало вчера журналистов за комментариями в пресс-службу, руководство которой находилось в отпуске.
В целом же ситуация с возможными обысками в лондонских офисах ЮКОСа, по мнению наблюдателей, представлялась вполне реальной. Подобные акции Генпрокуратура уже с успехом провела в марте, когда по ее запросу полиция Швейцарии обыскала местные офисы российских нефтяников, одновременно наложив аресты на счета нескольких акционеров, в том числе Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Леонида Невзлина и Михаила Брудно. "Россия может обращаться с подобными просьбами к официальным властям иностранных государств в рамках международных договоров о взаимной правовой помощи. Для этого Генпрокуратура обязана предоставить необходимые документы, подтверждающие необходимость совершения тех или иных следственных действий. Окончательное решение по таким вопросам должен принимать суд той страны, где проводятся такие мероприятия", - заявил нам вчера адвокат Евгений Бару. От каких-либо комментариев по поводу непосредственно обысков в Лондоне адвокат отказался, поскольку такими полномочиями обладают лишь адвокаты компании.
Стоит отметить, что законность ареста швейцарских счетов уже подтвердил Басманный райсуд. Если швейцарский суд примет аналогичное решение, то эти счета будут заморожены окончательно, и дальнейшая их судьба будет зависеть от приговора обвиняемым по делу ЮКОСа. Что касается офисов компании в Великобритании, то нельзя забывать, что до сих пор взаимоотношения Генпрокуратуры РФ именно с властями Англии складывались хуже всего. Как известно, именно там получили официальное убежище самые именитые российские обвиняемые - Березовский, Литвиненко и Закаев.
Какие именно офисы в Лондоне могли интересовать российских следователей, вчера еще ясно не было. Как сообщила Independent, о возможности таких обысков ей стало известно после того, как за разъяснениями по этому поводу обратилась к своим властям одна из британских юридических компаний. На основе уже известных фактов по делу ЮКОСа можно предположить, что это юридическая фирма, принадлежавшая до недавнего времени Стивену Кертису, погибшему в начале марта в авиакатастрофе в районе английского города Борнмут. С ноября прошлого года по февраль нынешнего он занимал пост исполнительного директора МФО "МЕНАТЕП". А как сообщала телекомпания Channel 4, г-н Кертис незадолго до катастрофы будто бы пытался связаться с британской Национальной службой уголовной разведки и высказывал опасения за свою жизнь.
Собственно же российская часть дела ЮКОСа, как вчера стало известно, была отмечена еще одной, менее приятной для Генпрокуратуры, новостью. В пятницу Самарский облсуд оставил в силе решение одного из райсудов Самары о запрете на возобновление уголовного дела в отношении одного из дочерних предприятий ЮКОСа - Куйбышевского НПЗ. По мнению прокуратуры области, это предприятие в 1999 году не уплатило акцизы на нефтепродукты на 92 млн. руб. Экс-гендиректор предприятия Рафаиль Зайнуллин был арестован в начале этого года как предполагаемый виновник совершения налогового преступления, но уже 30 января его выпустили на свободу по амнистии. В конце февраля Самарская прокуратура уголовное дело прекратила, а в начале марте решила его возобновить, обнаружив, что не учла возможной причастности третьих лиц к сокрытию налогов. Но в конце марта райсуд удовлетворил жалобу адвокатов г-на Зайнуллина на незаконные действия следователей.