Казахстан зальет Россию нефтью
Растущие аппетиты Астаны в вопросе экспорта нефти могут подтолкнуть LТранснефть¦ к большей оперативности в строительстве нефтепровода до Мурманска В конце апреля было получено подтверждение тому, что уже в ближайшее время могут начаться работы по .
В конце апреля было получено подтверждение тому, что уже в ближайшее время могут начаться работы по увеличению мощности нефтепровода LАтырау-Самара¦, по которому казахская нефть поступает в Балтийскую трубопроводную систему и далее поставляется на экспорт. Как сообщил управляющий директор НК LКазМунайГаз¦ Каиргельды Кабылдин, в настоящее время его компания ведет переговоры с LТранснефтью¦ на этот счет. По мнению экспертов, дополнительные 10 млн т казахской нефти не создадут проблем для LТранснефти¦, однако если Россия и в дальнейшем захочет влиять на Казахстан, предоставляя ему доступ к своей трубе, ей нужно поторопиться со строительством нефтепровода до Мурманска. Кроме того, рано или поздно ей придется согласиться на строительство транскаспийского трубопровода, который откроет дорогу среднеазиатской нефти в трубопровод Баку-Джейхан и оттуда на американский рынок. Впрочем, некоторые специалисты полагают, что недостаток трубопроводных мощностей может возникнуть еще раньше, в связи с чем они не исключают возможности реанимации экспорта нефти через Вентспилс.
Нефтепровод LАтырау-Самара¦ v один из основных маршрутов, по которым нефть Казахстана идет на экспорт. Его мощность составляет около 15 млн т нефти в год. 29 апреля на международном форуме LКаспий: политика, экономика, бизнес v 2004¦ управляющий директор НК LКазМунайГаз¦ Каиргельды Кабылдин сообщил, что его компания прорабатывает совместно с LТранснефтью¦ вопрос об увеличении его мощности до 20-25 млн т в год. Альтернативным путем сбыта казахской нефти в перспективе мог бы стать проектируемый трубопровод LБаку-Джейхан¦, до которого она могла бы поставляться через Каспийское море танкерным флотом или по транскаспийскому трубопроводу. Астана склоняется к последнему варианту, однако этот проект не нравится России. В частности, в начале апреля специальный представитель президента России по определению статуса Каспийского моря Виктор Калюжный заявил, что Lбесконтрольное строительство транскаспийских магистралей может принести неприятности¦ v в каспийском регионе наблюдается высокая сейсмическая активность, кроме того, транскаспийские магистрали могут причинить вред биоресурсам и экологии Каспия. Однако ряд специалистов полагают, что основная причина неприятия Россией проекта транскаспийского трубопровода заключается в том, что он позволит Казахстану быть менее зависимым от российской трубы в вопросах экспорта нефти. LРоссия хочет привязать к себе Казахстан за счет прокачки его нефти по своей территории¦, v сказал RBC daily эксперт ИГ LАнтанта-Капитал¦ Александр Блохин.
В этих условиях факт переговоров между LТранснефтью¦ и LКазтрансгазом¦ выглядит как уступка России Казахстану в вопросе экспорта его нефти. Впрочем, разговоры о том, что Казахстан намерен увеличить отгрузку нефти на этом направлении, ведутся давно, отмечает Александр Блохин. В частности, для того чтобы принять казахстанскую нефть, LТранснефть¦ уже расширила Балтийскую трубопроводную систему. Однако ряд российских компаний уже высказывали свои претензии по этому поводу, считая, что, предоставляя трубу Казахстану, LТранснефть¦ фактически лишает их права нарастить, в свою очередь, свои экспортные возможности. LРоссийские нефтяные компании жалуются, что таким образом их вытесняют с экспортной трубы¦, v соглашается Александр Блохин, в то же время отмечая, что, например, в прошлом году LТранснефть¦ заявляла о недопоставках нефти в ее трубопроводы и, как следствие, наличии резервных мощностей. LКроме того, пока речь идет о сравнительно небольших объемах¦, v добавляет эксперт. С ним соглашается и ведущий аналитик ФК LМегатрастойл¦ Александр Разуваев. LПредставители LТранснефти¦ заявляли о том, что они будут активно наращивать экспортную инфраструктуру, поэтому мнение о том, что трубопроводных мощностей с учетом казахстанского экспорта может не хватить, сомнительно¦, v сказал RBC daily аналитик.
Между тем в перспективе Казахстан планирует стать одним из основных мировых экспортеров нефти, поставляя за рубеждо 100 млн т топлива в год. Тогда российская нефтянка может не только почувствовать реальный дефицит трубопроводных мощностей, но и получить нового серьезного конкурента на традиционных для себя европейских рынках сбыта. В этих условиях, полагает эксперт ИГ LАтланта-Капитал¦, России придется пойти на уступки Казахстану и согласиться на прокладку трубопровода по дну Каспийского моря. LВыход из такой ситуации видится как раз в присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку-Джейхан, v полагает он. v Казахская нефть из этого трубопровода будет поставляться танкерами на американский рынок, минуя Европу, что решит проблему конкуренции. Чтобы доставить нефть до этого трубопровода, нужно строить транскаспийский трубопровод¦. Кроме того, решить проблему избытка казахской нефти в российских экспортных трубопроводах можно за счет строительства трубопроводов до Мурманска и Находки. LОдин мурманский трубопровод позволит экспортировать 120 млн т нефти, и опять-таки в США, v напоминает Александр Блохин. v Скоро необходимость в его строительстве достигнет критической величины. Косвенным подтверждением этому можно считать недавнее заявление Владимира Путина о возможности частных инвестиций в трубопроводный транспорт при условии сохранения трубы в государственной собственности¦.
Впрочем, ряд экспертов полагают, что недостаток трубопроводных мощностей может наступить скорее, чем представляется на первый взгляд. LРасширение мощности нефтепровода до Самары приведет к спешной необходимости искать дополнительные экспортные выходы, v сказал RBC daily аналитик одного из инвестбанков. v Новые мощности БТС, не так давно введенные в эксплуатацию, успешно загружаются российскими компаниями, поэтому не исключено возвращение к вопросу об экспорте через Вентспилс. Для этого, правда, также придется модернизировать подходы к латвийскому порту на востоке (латвийский участок был подновлен еще полтора года назад, как раз накануне конфликта с LТранснефтью¦). На такую возможность указывает и тот факт, что балтийский экспорт нефти контролируют структуры, близкие Lпитерской верхушке¦: Lумертвив¦ венстпилский транзит, они наверняка смогли бы договориться о возобновлении экспорта на выгодных условиях¦. Правда, большинство специалистов такой вариант развития событий воспринимают со скепсисом. LЧто касается экспорта через Латвию, он вряд ли будет возможен по политическим причинам, v считает Александр Разуваев. v Это правильно, учитывая ситуацию с русскоязычным населением в этой стране¦.